Сведения о семье
Как написать биографию и резюме — Как написать историю своей семьи?
Биография и автобиография очень похожи. Это изложение фактов и сведений о жизни человека в хронологическом порядке. Написать биографию можно о каком-то человеке. Автобиография пишется о себе.
Биография должна иметь цель: прием на работу или для составления родословной.
«Я не писатель, что делать?»
Прежде чем сесть и написать биографию большинство начинают сомневаться в собственных силах. «А что, если мой рассказ будет неинтересным?», «Не умею формулировать свои мысли на бумаге!», «Открываю лист и пугаюсь, что ничего не могу вспомнить».
Помните: это абсолютно нормально! Возможно, в школе вас расстраивали плохие оценки за сочинение. Может быть, вам кто-то что сказал и поселил в вас неуверенность в писательском таланте.
Возьмите диктофон или заметки в телефоне, где можно записывать голос (голос распознается, и сразу набирается текст). Расскажите историю своей жизни по пунктам ниже, как будто вы рассказываете это своей подруге, ребенку или незнакомому человеку. Вы не стесняетесь же рассказывать им о своей работе или знакомстве с супругом?
Когда закончите рассказывать свои воспоминания, переслушайте или перечитайте получившийся текст. Исправьте ошибки и неточные обороты. Ваша биография готова!Обычно биографию (автобиографию) требуют притрудоустройстве. В этом случае заполняется анкета, предоставленнаяработодателем. Но в некоторых компаниях могут попросить написать автобиографиютекстом, а в этом случае нужно знать о чем писать.
Как выглядела анкета с биографией ответственных работников в 1920 году. Так мог написать биографию твой прадед Абримов Иван Александрович
Полные данные, как в паспорте
В самом начале необходимо указать: фамилия, имя отчество,дата и место рождения, место проживания. Обычно автобиография начинается Словами«Я, Иванов Иван Иванович, родившийся в городе Н 01.01.1981 года»
школа, вуз, какие курсы вы дополнительно прошли, какие результаты (диплом, награды, ученая степень и т.д.) Следует помнить, что при трудоустройстве основное внимание стоит уделить профильным курсам, подробнее рассказав о них. А если вы пишете автобиографию для родословной, то описываете все пункты подробно, поскольку вашим потомкам будет интересна любая мелочь.
Читайте интересные семейные истории на канале Яндекс.Дзен
Предыдущая работа
Пишут так: место работы и период работы там, начиная с самой последней. Заполнить эту графу в биографии, можно из сведений в трудовой книжке. Если на предыдущей работе соискатель имел выдающиеся достижения (награды, премии, поощрения), то стоит указать это в автобиографии.
Образец автобиографии
Другие сведения
Часто организации требуют предоставить информацию об отсутствии судимости.
В зависимости от профиля организации можно указать сведения об участии в войнах, служба в армии. Имеются ли боевые ранения и награды. (в зависимости от организации, в которую вы устраиваетесь на работу, вопросы могут отличаться)
Порой компании хотя узнать о своем будущем сотрудникебольше, поэтому просят указать в автобиографии информацию о хобби, увлечениях,интересах, политических взглядах и прочем. Если вам, как соискателю, не хочетсяслишком распространяться об этом, то можно сформулировать информацию лаконичнои нейтрально.
С точки зрения родословной, заполнение этой графы даетдополнительные сведения, которые помогут раскрыть личность предка.
Семья
Пожалуй, самый желанный пункт в автобиографии или биографиипредка (для родословной) – это сведения о его родственниках.
При приеме на работу сведения о семье дают, например,возможность работодателю понять часто ли вам будет требоваться больничный лист,а также понять вас, как человека, лучше.
Обычно в пункте о близких родственниках пишут информацию осупруге и детях.
Необходимо кратко рассказать: ФИО, возраст, местопроживания, семейное положение, место работы/род занятий. Если автор автобиографииразведен, то, указав это, подробности о бывшем супруге можно не рассказывать (еслиэто необязательно).
В некоторых организациях требуют указать сведения ородителях. Указываются аналогичные сведения, что и про супруга
Как выглядела анкета с биографией ответственных работников в 1920 году. Так мог написать биографию твой прадед.
- Вероисповедание.
- Партийность.
- Причина смены места жительства и смена работы.
- Жизненные и профессиональные достижения.
- Личные качества, которые помогли в карьере.
- Информация о братьях и сестрах, о внуках.
Образец биографии (фрагмент) для родословной книги
Для социальной сети не требуется столь подробнаяавтобиография. Но ваши подписчики хотели бы знать о вас, чтобы лучше понять вашуличность.
В шапке профиля места немного, поэтому стоит указать толькосамые интересные факты о вашей жизни и работе.
Важно быть в тренде. А тренды часто меняются. Например,давно ушло время «счастливых жен и мам», ушли и шокирующие факты. Модно писатькакую пользу вы принесете своим читателям, что полезного дает ваш блог.
Биографию вашего блога необходимо регулярно обновлять, основываясь на тренды. Узнавать актуальную информацию можно, настроив оповещения от гугл. Как это сделать читайте в статье.
Резюме
Резюме составляет каждый соискатель, чтобы работодательпонимал, отвечает ли предъявленным требованиям конкретный человек или нет.
Помимо основных сведений: фио, дата и место рождения,образования, резюме включает дополнительные пункты.
Образец стандартного резюме для поиска работы
Достижения на предыдущем месте работы. Нужно не толькорассказать о том, сколько ступеней в карьере вы прошли, но и какую пользусмогли принести компании. Это поможет понять будущему работодателю насколько выбудете полезны для развития организации.
Задача резюме произвести впечатление на работодателя.Поэтому в личных качествах уже давно не пишут приевшиеся «стрессоустойчивый икоммуникабельный».Обязательно указать свои личные качества, которые помогутвам качественно справляться с работой и двигаться по карьерной лестнице.
Профессиональные навыки. Расскажите о методиках, которыеизучили и применяете в работе, благодаря чему справляетесь с задачами быстро иэффективно.
Помните, что главное свойство биографии – достоверность.Приукрашивание любых деталей может сыграть против соискателя в будущем.
Дополнительные сведения для резюме
- Наличие военного билета.
- Наличие водительских прав.
- Уровень владения иностранными языками.
- Владение компьютером и программным обеспечением.
- Ожидаемый уровень заработной платы. К сумме предыдущей зарплаты добавьте 20-30%. Приготовьте ответ на вопрос: «Почему именно такую сумму вы хотите».
- Рекомендации с прошлого места работы. Тут нужно указать данные компании, номер телефона и человека, с которым сможет пообщаться будущий работодатель.
Образец для скачивания
Автобиография Скачать образец
Резюме Скачать образец
Биография для родословной Скачать образец
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Виды архивных документов
Структура родословной книги
Что такое генеалогия?
Трекер полезных привычек
4.2. Семья как малая социальная группа, отношения между поколениями. |
- Понятие семьи.
- Функции семьи.
- Фазы жизненного цикла семьи.
- Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.
- Психологический климат в семье (благоприятный, неблагоприятный)
- Стили семейных взаимоотношений.
- Нравственные требования к членам семьи. Семейный долг.
- Поколение. Смена поколений, преемственность поколений.
- Основные причины увеличения разрыва между поколениями:
- Дополнительная информация.
Семья.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Функции семьи:
- репродуктивная – биологическое продолжение рода;
- воспитательная — формирование нравственных качеств личности;
- социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе
- хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;
- духовно-эмоциональная – эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;
- сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей;
- досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;
- социализирующая – формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;
- функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Фазы жизненного цикла семьи:
- вступление в брак, образование семьи;
- рождение первого ребёнка, начало деторождения;
- рождение второго ребёнка, окончание деторождения;
- вступление в брак и отделение от семьи последнего ребёнка;
- смерть одного из супругов, прекращение существования семьи.
Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.
- традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен з материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей
- партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.
Психологический климат в семье.
Психологический климат в семье – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности, всестороннему развитию личностей в семье.
Благоприятный:
- тёплый и приятный климат (атмосфера);
- в семье царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять друг друга, помочь;
- отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье.
Неблагоприятный:
- тяжёлый, неприятный климат;
- отношения неуважения, безразличия между членами семьи;
- напряжённость отношений, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций.
Стили семейных взаимоотношений.
- Авторитарный – преобладание диктата взрослых, чёрствость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, нежелание прислушиваться к мнению детей.
- Попустительский – отсутствие устойчивых, а иногда вообще каких-либо отношений, отстранённость, отчуждение, безразличие дуг к другу.
- Демократический— преобладание подлинного равноправия, тепло, взаимоподдержка, прислушивание к мнению членов семьи, богатство чувств, сотрудничество.
Нравственные требования к членам семьи.
Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи.
Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития.
Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях.
Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.
Поколение.
Поколение – это интервал времени между средним возрастом родителей и из детей; это группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».
Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в.
Смена поколений:
- независящий от людей объективный фактор развития, приход на мену одного поколения другого.
- процесс, обеспечивающий преемственность в развитии человеческого рода , то есть наследование детьми культуры, созданной предшествующими поколениями
Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.
Основные причины увеличения разрыва между поколениями:
- быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия.
- возрастание социальной мобильности всех видов, многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей.
- общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.
Преемственность поколений, восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Типы семей по количеству членов:
- нуклеарные(родители и дети)
- расширенные(супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
- неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
- полная – есть оба родителей
По количеству детей:
- бездетные семьи;
- однодетные семьи;
- малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
- среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
- многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.
Виды приемных семей
- Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
- Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
- Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что такое семья
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.
Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.
В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.
В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.
Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.
Как возникла семья: экскурс в историю
На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.
Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.
Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.
Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.У каждой ячейки есть несколько составляющих.
- Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
- Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
- Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.
Признаки и функции
Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:
Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:
- официально зарегистрированный брак;
- ведение общего хозяйства, совместное проживание;
- приобретение материальных ценностей;
- наличие близких, интимных отношений;
- наличие одного или нескольких детей.
Функции:
- Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
- Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
- Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
- Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.
Структура семьи
В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.
- По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
- По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
- По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
- По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
- По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
- По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
- По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
- По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.
Ресурсы семьи и их виды
Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.
Ресурсы можно разделить на несколько категорий.
- Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
- Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
- Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
- Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.
Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.
Для чего необходима семья
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Что такое современная семья и каково её значение
В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства.
Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами.
При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени
Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.
Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:
- Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
- Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
- Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
- Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
- Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо. В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу, которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.
Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.
Роль семьи в жизни человека
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
- умение любить;
- понимание своих традиций;
- отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
- умение ценить помощь и оказывать её самому;
- линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Что такое семья: ее значение в жизни человека
Задумывались ли вы когда-нибудь на тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной программы мне помнится, что «семья — это социальная ячейка общества».
Интуитивно понимаю, что это не просто «ячейка», ведь человек – существо социальное, он всегда стремится быть частью группы (класс, коллектив, друзья, кружок по интересам, партия). Мало кто способен получать удовольствие от постоянного одиночества.
Большинство страшится остаться одиноким по жизни и выстраивает тесные связи с людьми – это обусловлено устройством нашей психики на уровне инстинктов. Получается, что семья – это один из способов «быть с кем-то, чьим-то» в этом мире? Давайте разбираться подробней.
История понятия
По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода сподвигал мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой) – вступление с нею в половые отношения.
Последние подпускали себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство. Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером.
И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой. Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность.Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.
Подходы к пониманию семьи
Разные научные течения имеют свой взгляд: по-разному трактуют определениесемьи. Разберем некоторые из них:
Социологи подразумевают под этим понятием объединение нескольких человек, связанных кровным родством либо узаконивших свои отношения в ЗАГСе. То есть муж и жена – это уже семья. Женатая пара, их родители и дети в совокупности тоже называются семьей.
В юриспруденции семья – это совместно проживающие люди, которые состоят в официальном браке.
Психологи называют семьей группу, члены которой связанны личными взаимоотношениями, общими ценностями, интересами и традициями.
Если объединить все эти определения, то семья представляется отдельной, подтвержденной на государственном уровне ячейкой, внутри которой люди связаны общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.
Среди признаков семьи можно выделить следующие:
зарегистрированные в ЗАГСе отношения;
совместный быт и проживание;
наличие совместно приобретенных материальных ценностей;
взаимоотношения близкого, интимного характера;
наличие детей (необязательно, ведь бездетные супруги тоже считаются семьей).
Какие бывают семьи
Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:
по количеству партнеров – полигамные и моногамные. Первые предполагают неограниченное число партнеров, например, шведские семьи, где несколько женщин и мужчин, или восточные гаремы – муж один, а жен может быть много.
Во втором варианте всегда два человека – мужчина и женщина.
Этот тип считается традиционным в нашем обществе, полигамия у русского человека вызывает дикие чувства и отвержение, хотя на западе полно таких счастливых семей;
-простые и нуклеарные: в простой семье проживают мама, папа и дети. Нуклеарные – это те, где живет несколько поколений, ведущих совместный быт. Например, мама, папа, их родители, бабушки, дедушки и дети. Это большие кланы, предпочитающие быть вместе; количество детей делит семьи на бездетные, малодетные (двое детей) и многодетные( три и более ребенка);
-по типу совместного проживания: если муж с женой живут с родителями жены, то это матрилокальная семья. С родителями мужа – патрилокальная семья. Неолокальный тип – это семья, живущая отдельно;
-в зависимости от формы внутреннего управления семьи делятся на три вида: матриархат (женщина главная), патриархат (всем заправляет мужчина) и демократия, где партнеры имеют равную свободу и ответственность;
-социальный статус семьи: молодая, сложившаяся, приемная;
-по психологическому климату в семье – благополучная и неблагополучная;
-по финансовому достатку – обеспеченная и малоимущая (нуждающаяся).
Для чего она нужна (функции)
Семья выполняет ряд важных функций:
Рождение детей в браке обеспечивает продолжение семейного рода и человеческого, в том числе. Конечно, бывают случаи, когда женщина рожает, не выходя замуж и даже не имея постоянных отношений с партнером. Но в традиционном смысле дети должны появляться в полных семьях, где партнеры любят, уважают друг друга и хотят быть вместе.
Создание и накопление материальных благ, ведение общего хозяйства.
Двое или несколько человек всегда могут сделать больше, чем один: совместные старания партнеров позволят им достичь более лучшего уровня жизни.
Двоим работающим людям легче приобрести жилье, автомобиль, удовлетворять свои первичные потребности в еде, одежде, отдыхе. Разделение ролей и ответственности в домашнем быту также облегчает жизнь каждого из них.
Воспитательная функция: привитие детям морально-нравственных ценностей, обучение правилам жизни среди других людей, позволяющих являться полноценными, эффективными членами общества. Именно в семье человек впервые узнает, что такое хорошо и что такое плохо, учится быть добрым, справедливым и ответственным, ценить поддержку окружающих и давать.
Сохранение и передача культурных ценностей и семейных традиций обеспечивает крепкую связь между поколениями и внутри семьи. В браке, где свято чтятся традиции, обычаи, отношения между партнерами более крепкие и уважительные, чем там, где этого нет.
Зачем человеку семья
Отвечая на этот вопрос в широком смысле, можно сказать что семья – это то, что определяет социальный статус человека. Если размышлять более узко – с точки зрения психологии, это то, что дает людям ощущение кого-то рядом, поддержки. То, что помогает справляться с трудностями, ради чего хочется жить и добиваться высоких результатов.
Семья – это место, где тебя всегда поймут, выслушают и помогут. Это человеческое, душевное тепло. Родные люди придают нам чувство нужности и собственной значимости. Стремления любить и быть любимым заложены в нашей психике как важные потребности, которые оставаясь неудовлетворенными, приносят человеку много страданий и грусти.
Одинокий человек лишен таких привилегий. Он не спешит домой, потому что его там никто не ждет. Никто не обрадуется его приходу, не спросит как дела и не угостит вкусным чаем.
Никто не скажет «Все равно ты лучший», когда он потерпит какое-либо поражение в жизни или совершит досадную ошибку. Никто не скажет «Я в тебя верю», когда он готовится сделать нечто важное.
Какими бы сильными не были люди, им всегда будет хотеться опереться на чье-то плечо.
Общий портрет современной семьи
Однажды, два разнополых человека, которые полюбили друг друга, решают создать свою отдельную ячейку и регистрируют свои отношения в дворце бракосочетания. Их отношения строятся на любви и взаимном уважении.
Надевая обручальные кольца, партнеры негласно обязуются быть вместе при любых обстоятельствах, не интересоваться людьми другого пола и заботиться друг о друге.
Они несут равную ответственность за свой союз и в случае проблем не перекладывают ее на другого.
Супруги ведут себя честно, открыто и доверительно. Вместе отдыхают, получают впечатления, удовольствие от жизни, а также принимают решение завести детей. Также в нормальной семье у каждого есть право на свою личную жизнь – возможность побыть одному, иметь своих друзей, хобби и интересы. Возможность иметь свои желания и реализовывать их.
Партнеры должны понимать, что каждый человек имеет свои особенности – принимать их и уважать. Например, если муж оказался заядлым фанатом футбола, то в норме жена не будет настаивать на том, чтобы супруг от этого увлечения отказался. И, наоборот. Личные увлечения женщины не должны ущемляться мужчиной, даже если они ему не нравятся.
Частая ошибка в семье – быть во всем похожими приводит к тому, что супруги становятся одинаковыми: им становится скучно друг с другом, все чаще звучат скандалы, основанные на взаимном раздражении. Парадокс, но чем больше разнятся люди, тем выше вероятность счастливой семейной жизни.
Характеристика семьи. Образец характеристики на семью
В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать.
Характеристика на семью является одним из таких основных документов.
Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.
Характеристика семьи: с чего начать?
Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:
- Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
- Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
- Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.
Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).
Первичные (формальные) данные о семье
Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:
- Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
- Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
- Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
- Адрес, по которому проживают члены семьи.
Жилищно-бытовые характеристики семьи
Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.
- Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
- Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
- Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.
Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:
- Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
- Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
- Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
- Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
- Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.
Психологические характеристики семьи
К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:
- Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
- Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
- Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
- Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.
Оценка влияния семьи на ребенка
В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.
Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).
Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.
Описание работ, проведенных с семьей
В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.
Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.
Особенности характеристики семьи в работе психолога
Психологическая характеристика семьи помимоназванных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:
- кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
- структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
- наличие традиций;
- кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
- совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).
Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.
Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:
- Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
- Адрес и общая характеристика помещения.
- Социальный статус семьи.
- Материальная обеспеченность ее членов.
- Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
- Какие виды работ с семьей проводились.
Карта обследования — это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.
Характеристика неблагополучных семей
Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.
Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка.
Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.
), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.
Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?
Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося.
Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе.
Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.
Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются.
Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.
Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.