Характерисимка семьи находящаяся в соп
Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении
Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении. Практика социальной работы МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска» с семьями, находящимися в социально опасном положении. Дегтярева Татьяна Юрьевна, социолог МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска».
Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска» на протяжении 10 лет осуществляет профилактическую работу по предупреждению детской беспризорности, социального сиротства и семейного неблагополучия.
Эти задачи возложены на структурное подразделение учреждения – отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, сотрудники которого занимаются выявлением условий и причин, способствующих возникновению семейного неблагополучия, осуществляет социальную реабилитацию семей с несовершеннолетними.
Все усилия сотрудников отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних в работе с семьями направлены на достижение главной задачи – добиться того, чтобы помочь семье преодолеть кризисную ситуацию, по возможности максимально разрешить имеющиеся проблемы, либо смягчить воздействие неблагоприятных факторов и мобилизовать усилия членов семьи на преодоление трудностей.
На социальном обслуживании (сопровождении) в Центре состоят семьи в категориях «социально опасное положение» и «трудная жизненная ситуация». Определения этих категорий изложены в Федеральном законе от 28.11.2015 г.
№358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 24 июня 1999 г.
№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которым, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС) – семья, попавшая в ситуацию или обстоятельства, которые ухудшают условия ее жизнедеятельности и последствия которых она не может преодолеть самостоятельно; семья, находящаяся в социально опасном положении (далее – СОП) – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. И если семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, еще имеет возможность самостоятельно в короткие сроки мобилизовать собственные силы и выйти из нее, избежав последствий, то семье, находящейся в социально опасном положении, это сложно сделать без помощи специалистов. Важно отметить то, что дети из таких семей, оказываются «заложниками» сложившихся обстоятельств, которые могут прямо или косвенно угрожать их жизни и здоровью. В этой ситуации усилия специалистов по социальной работе и психологов направлены на реабилитацию семьи, выведение из социально опасного положения, профилактику безнадзорности несовершеннолетних, сохранение их психического и физического здоровья.
Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении: результаты исследования
С целью определения особенностей семей, находящихся в СОП, было проведено социологическое исследование «Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении» методом контент-анализа личных дел семей.
Всего было проанализировано 150 личных дел семей, состоящих на социальном обслуживании в Центре, в которых воспитываются 250 несовершеннолетних.
Основную долю семей, данной категории и состоящих на социальном сопровождении в учреждении, составляют неполные семьи – 76% и только 24% полные семьи.48% семей имеют одного ребенка, 36% – двух детей, 12% – трех детей, 3% – четырех детей, 1% – шестерых детей.
Большая часть женщин (53%) находятся в возрасте от 30 до 39 лет, 23% женщин –от 40 до 49 лет, также 23% в возрасте от 21 до 29 лет, 1% в возрасте 54, 55 лет.
Половина женщин из семей данной категории имеют среднее образование, 41% – среднее специальное, 8% – неполное среднее, 1% – высшее или неоконченное высшее.
Большинство женщин (84%) страдают алкоголизмом или имеют склонность к чрезмерному употреблению, 11% ведут аморальный образ жизни, 5% употребляют другие психоактивные вещества.
Так же как и женщины, большинство мужчин (41%) из семей, находящихся в СОП, в возрасте от 30 до 39 лет, 31% в возрасте от 40 до 49 лет, 19% – от 21 до 29 лет, 5% – от 60 до 63 лет, 4% – от 51 до 59 лет.
В отличие от женщин большая часть мужчин (59%) имеют лучшее образование – среднее специальное, 35% – среднее, 6% – неполное среднее.
Как и женщины мужчины (76%) больны алкоголизмом или имеют склонность к чрезмерному употреблению алкоголя, 8% ведут аморальный образ жизни, 14% мужчин имеют судимость, 2% злоупотребляют другими психоактивными веществами.
Экономическое положение в семьях, находящихся в СОП, выглядит следующим образом: 42% женщин не имеют места работы, 35% работают, 21% осуществляют уход за ребенком (детьми), 1% – не работают по причине инвалидности, 1% имеют временные заработки.
В то же время большинство мужчин (61%) имеют место работы, 17% – не работают, 10% находятся в местах лишения свободы, 8% имеют временные заработки, по 2% — инвалиды и пенсионеры. Вместе с тем, в 5% семей ни женщина, ни мужчина не трудоустроены. Их доход состоит из пенсий, пособий и денежной помощи совместно с ними проживающих родственников.Семьи, находящиеся в социально опасном положении, имеют ряд проблем.
Очевидно, на первом месте стоит проблема употребления психоактивных веществ (или наличие склонности к употреблению), этому подвержены 100% семей, состоящих на социальном обслуживании (сопровождении).
В 87% семей существует проблема родительской некомпетентности, в 82% семей имеются социально-экономические (материальные) проблемы, 74% пренебрегают нуждами ребенка, 62% семей имеют проблемы в детско-родительских отношениях, проблемы, связанные с трудоустройством имеют 45% семей, личные психологические проблемы – 32%, проблемы со здоровьем – 31%, проблемы в информированности социально-правового характера имеют 26% семей, родительская депривация существует в 20% семей, проблемы в семейно-супружеских взаимоотношениях имеют 19% семей.
Социальный портрет семьи, находящейся в социально опасном положении, выглядит следующим образом: это неполная семья, в которой воспитываются преимущественно 1-2 ребенка. Родители находятся в возрасте от 30 до 39 лет.
Говоря об их образовании, следует отметить, что отец (или отчим) ребенка имеет среднее специальное образование, мать – среднее, вместе с тем, в большинстве семей мать не имеет места работы в отличие от отца (или отчима).
В семье существуют проблемы алкогольной зависимости, родительской некомпетентности, проблемы в детско-родительских отношениях, материальные проблемы, психологические, проблемы, связанные с трудоустройством родителей.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии в семьях данной категории совокупности проблем. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что для успешной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходим комплексный подход в осуществлении социальной реабилитации.
Методы и направления работы с семьями в СОП
В условиях деятельности Центра комплексный подход предполагает использование специалистами различных методов и направлений работы с семьями, а также участие в этой деятельности других учреждений и организаций.
Так, решая проблему алкогольной зависимости, в рамках учреждения специалистами по социальной работе и психологами проводится работа по программе «Преодоление», направленной на осуществление социально-психологической реабилитации химически зависимых лиц и членов их семей для их последующей успешной социальной адаптации в обществе.
Специалисты проводят консультации, беседы, групповую работу. Для членов семей ведутся группы психологической поддержки: для лиц, зависимых от психоактивных веществ, для созависимых, а также проводятся совместные группы.Кроме того, психологи помогают справиться с личными психологическими проблемами, проблемами в детско-родительских и супружеских отношениях.
Для стабилизации социально-экономического положения специалисты оказывают консультативную помощь по вопросам трудоустройства, мотивируют членов семей на повышение квалификации, переподготовку, содействуют в трудоустройстве посредством взаимодействия с Центром занятости населения.
С целью преодоления семьями материальных проблем специалистами налажены партнерские отношения с такими организациями, как Центр поддержки семьи, материнства и детства «Дом для мамы», Региональная общественная организация «Доброе дело», Челябинская региональная общественная организация развития экологической культуры «Сделаем!» в оказании натуральной помощи в виде одежды, обуви и санитарно-гигиенических товаров.
Для формирования установок на ведение здорового образа жизни и улучшения физического здоровья членов семей специалисты оказывают помощь в получении лечения гражданами, употребляющими алкоголь, наркотические средства, токсические вещества в организациях здравоохранения, оказывают содействие в организации летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей, из семей, находящихся в социально опасном положении.
В перспективе с целью повышения родительской компетентности, улучшения детско-родительских отношений на базе Центра планируется организация новой формы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, – клубных встреч, в рамках которых будут проходить беседы, игры, тренинги, интерактивные занятия, творческие, совместные с детьми мероприятия. Подобные встречи позволят развить у родителей адекватные отношения к себе, как родителю, сформировать родительские установки, чувства и ожидания, повысить уровень эмпатии к ребенку.
Вышеперечисленная деятельность учреждения направлена на ликвидацию самых «болезненных» проблем семей, находящихся в социально опасном положении. Но стоит отметить, что работа специалистов учреждения направлена не только на разрешение уже имеющихся проблем с целью преодоления социально-опасного положения, но и на его раннюю профилактику в среде подрастающего поколения.
В этом направлении Центр накопил достаточно большой опыт в организации профилактической работы с несовершеннолетними.
Так на регулярной основе с учащимися образовательных учреждений города психологами организуются встречи с целью формирования установок на ведение социально приемлемого образа жизни, популяризацию семейного благополучия и ценностей ответственного родительства.
Психологами используются разнообразные формы организации работы с учащимися: беседы, дискуссии, занятия с элементами тренинга, акции, чаще всего проводимые совместно с представителями местных волонтерских движений.Также в рамках профилактической работы с девочками-подростками специалисты Центра разработали и внедрили в работу проект «Красота. Грация.
Здоровье», направленный на профилактику девиантного поведения девочек из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на социальном обслуживании в Центре, через привлечение их к регулярным занятиям спортом в клубе «Рубеж».
По мнению организаторов проекта, такое времяпрепровождение исключает возможность попадания в «плохие» компании, способствует развитию позитивного отношения к ведению здорового образа жизни.
Также, профилактическая работа проводится с мальчиками из семей, находящихся в социально опасном положении. Партнером по организации досуга детей выступил отдел туризма и краеведения «Экополис» МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска.
На занятиях с педагогами ребята приобретают необходимые спортивные навыки, учатся основам туристских походов, основам выживания, учатся самостоятельности.
Педагогами являются мужчины, которые подают положительный пример и демонстрируют модель мужского поведения, что очень важно для мальчиков из семей данной категории, ведь как правило они обделены должным вниманием со стороны отца и не имеют представления о положительном образе мужчины и отца.
В перспективе Центром намечено налаживание партнерских отношений с образовательными и спортивными организациями: «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Магнитогорска, Магнитогорское городское казачье общество «Станица магнитная», Управление физической культуры и спорта г. Магнитогорска для организации досуга детей и подростков, из семей, состоящих на социальном обслуживании в Центре.
Для достижения положительных результатов в преодолении семьями комплекса имеющихся проблем, вектор деятельности Центра направлен на освоение специалистами новых технологий, форм, методов в работе с семьей, внедрение их в практику работы, а также на налаживание долгосрочного сотрудничества с компетентными органами и организациями в оказании необходимой помощи и поддержки семьям, находящимся в социально опасном положении. Очень важно, чтобы эта деятельность осуществлялась в сочетании с превентивными технологиями работы с социальным неблагополучием. Ведь проблему лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями.
Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении
Характеристика на ребенка из неблагополучной семьи
Именно педагоги проводят с детьми большую часть дня. Они видят как меняется ситуация в семьях учеников и воспитанников. Так как дети являются отражением семейной ситуации.
Для защиты детских прав педагог должен своевременно сигнализировать о подозрительных ситуациях с ребенком.
Одним из документов, в котором отражается семейная ситуация, является характеристика на неблагополучную семью.
Кому может понадобится характеристика на неблагополучную семью?
(кликните, чтобы открыть)
По мнению государства, основной причиной социального сиротства является отсутствие помощи семьям с детьми. Родитель не имеет достаточных ресурсов для преодоления кризиса (поиск жилья, работы, лечение от алкогольной зависимости или от других заболеваний).
Для начала определимся с понятиями.
Под неблагополучной семьей понимается семья с несовершеннолетними детьми, родители которых ненадлежащим образом исполняют свои обязанности.
С одной стороны права ребенка в такой семье нарушаются, с другой – нет достаточных оснований для лишения родителей прав в отношении несовершеннолетнего.
Такие семьи подлежат постановке на специальный профилактический учет. Социальные органы должны оказать максимальный уровень поддержки для того, чтобы помочь семье выйти из кризиса. Благодаря этому снижается уровень социального сиротства в стране.Образовательные организации (школа, детский сад) относятся к органам системы профилактики безнадзорности и беспризорности детей. В случае появления признаков семейного неблагополучия, педагоги должны сигнализировать в отдел опеки или КДН района.
В КДН
Характеристика подается в КДН в следующих случаях:
- в случае совершения ребенком правонарушения, вследствие чего он рассматривается на заседании КДН и ЗП;
- в случае ненадлежащего исполнения родителем своих обязанностей и рассмотрении соответствующего протокола;
- в случае постановки семьи на учет в качестве неблагополучной или социально опасной.
Документ прилагается к протоколу об административном правонарушении и хранится в личном деле семьи.
В отдел опеки
Отдел опеки напрямую не занимается социально опасными семьями. Обязанности по профилактической работе возложены на другие органы.
Но в случае поступления сигнала о нарушении детских прав специалисты должны посетить семью в течение 3 дней.
Характеризующие материалы от школы или ДОУ может понадобится специалистам отдела опеки в следующих случаях:
- поступил сигнал о семейном неблагополучии;
- сложная ситуация сложилась в семье подопечного.
Важно! Опекуны обязаны исполнять свои обязанности образцово. Но на практике периодически возникают ситуации, когда опекунская семья ставится на учет в качестве неблагополучной. Такая ситуация чревата для опекуна отстранением от исполнения обязанностей.
В суд
Характеризующая информация на неблагополучную семью может понадобится суду в следующий случаях:
- при лишении родителей прав в отношении детей;
- при ограничении родителей в материнских или отцовских правах;
- при определении порядка общения с ребенком;
- при решении вопроса о возврате ребенка родителям от опекуна.
Таким образом, характеристика необходима суду для оценки ситуации в семье.
Особенности характеристики на неблагополучную семью
Закон не устанавливает общего понятия неблагополучной семьи.
В данном качестве можно рассмотреть следующие семьи:
- состоящие на внутришкольном учете;
- состоящие на профилактическом учете в КЦСОН;
- состоящие на учете в качестве социально опасной семьи.
Характеристика оформляется в письменной форме. Документ должен быть подписан классным руководителем или воспитателем ребенка. Кроме того, характеристика должна содержать печать организации и подпись руководителя.Важно! Обязательным условием является необходимость указания статуса семьи и причин постановки на учет.
характеристики различается в зависимости от возраста детей в семье.
Образец характеристики на семью ученика из неблагополучной семьи:
Характеристика на семью ученика из неблагополучной семьи – скачать бланк
На дошкольника
Наиболее сложная ситуация обстоит с дошкольниками. Если ребенок не посещает детский сад, то информацию необходимо получить от участкового педиатра. Он должен описать, болезненность несовершеннолетнего, как часто посещает врача, проходило ли лечение от серьезных заболеваний, а также получает ли он прививки.
Проще ситуация обстоит, если ребенок посещает детское дошкольное учреждение. Характеризующая информация на воспитанника детского сада оформляется воспитателем и подписывается заведующей.
Документ должен включать следующие сведения:
- данные ребенка;
- сколько лет посещает данную организацию;
- посещал ли другие дошкольные учреждения;
- уровень развития ребенка (соответствует/не соответствует возрасту);
- внешний вид ребенка (ухоженный или нет);
- часто ли допускаются пропуски;
- кто забирает ребенка из сада;
- помогают ли другие родственники или посторонние граждане;
- не замечены ли на ребенке синяки или побои;
- не находился ли родитель в состоянии алкогольного опьянения, когда забирал ребенка;
- осуществляют ли родители контроль за учебной деятельностью ребенка;
- были ли случае заболевания ребенка педикулезом или чесоткой.
Документ может быть запрошен судом, отделом опеки, прокуратурой.
На ученика начальных классов
Ученик или ученица младших классов – это дети в возрасте от 7 до 10 лет, учащиеся в 1 – 4 классах общеобразовательной школы.
Характеристика должна включать следующие сведения:
- данные ученика;
- сколько лет учится в данной школе, классе;
- какое учреждение посещал до этого;
- успеваемость;
- особенности восприятия различных учебных предметов;
- наличие школьных принадлежностей;
- опрятность внешнего вида;
- особенности характера;
- участие в общественной жизни школы;
- состав семьи (воспитывается в полной семье, опекунской, приемной);
- причины постановки семьи на учет в качестве неблагополучной.
На учащегося старших классов
Характеристика на ученика старших классов практически идентична сведениям о ученике начальной школы.
Но дополнительно необходимо уточнить:
- посещает ли ученик консультации для подготовки к экзаменам;
- участвует ли в олимпиадах и конкурсах;
- проходит ли профориентацию.
Может ли школа подготовить характеристику на маму?
Необходимо обратить внимание, что школа или детский сад не могут подготовить характеристику на родителя. Сведения могут быть предоставлены только на ребенка.
Единственной возможностью упомянуть родителей является их участие в жизни ребенка. Педагог не может давать оценку личным качествам родителя.
Заключение Эксперта
Подведем итоги:
- Характеристика на неблагополучную семью может быть оформлена для опеки, КДН, для суда.
- Документ оформляется классным руководителем и подписывается руководителем образовательной организации.
- Документ характеризует именно ребенка, а не родителей.
Ответы юриста на популярные вопросы
Характеристика относится к документам, содержащих персональные данные. Не является ли предоставление документа, нарушением закона?
Характеризующие материалы могут быть предоставлены только по официальному запросу уполномоченных органов.
Кто должен подписать школьную характеристику, если классный руководитель в отпуске?
В данной ситуации полномочия могут быть возложены на лицо, его заменяющее, на социального педагога или директора школы.
Может ли классный руководитель отказаться писать характеристику?
Так как информация запрашивается официальными органами по запросу, он обязан подготовить документ. Но при отсутствии запроса, оформленного надлежащим образом (бланк организации, подпись руководителя органа), классный руководитель вправе ответить отказом.
Может ли один родитель просить оформить характеристику на второго, для лишения родительских прав? Имеет ли такой документ силу?
Классный руководитель вправе написать характеристику только на ребенка.
О родителях можно указать лишь общую информацию (живут вместе или отдельно, с кем из родителей живет ребенок, участвует ли родитель в учебной жизни ребенка).
Документ на бланке школы, подписанный директором, наделяется юридической силой.
Можно ли оспорить негативную характеристику со школы?
Как любой официальный документ, характеристика может быть оспорена в судебном порядке. Однако проще обсудить ситуацию с директором и попросить ее изменить мирно.
Не нашли ответ на свой вопрос?Узнайте, как решить именно Вашу проблему – напишите свой вопрос прямо сейчас
(это быстро и бесплатно) Консультация юриста для посетителей сайта бесплатна!
Психологическая характеристика на семью соп
Хочется сказать о еще одной профилактической форме работы с детьми — это социальная гостиная.
Целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже при поступлении ребенка в первый класс, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут его к серьезным правонарушениям или когда, вытесненный из семьи и школы, он окажется на улице. А.А. Кибирев предлагает для такой работы особую организационную форму — социальную гостиную при школе.
Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.
Характеристика семьи
- Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
- Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
- Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
- Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.
Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.
Характеристика на неблагополучную семью
Семья проживает в частном доме (флигель), 2 комнаты, дети делят комнаты со всеми членами семьи. Отопление печное, воды в доме нет. В помещении недостаточно чисто, уборка проводится нерегулярно. Требуется ремонт. Обстановка не способствует благополучному существованию и развитию детей.
Семью можно отнести к категории семей с нестабильным низким материальным достатком. Это связано с безработностью родителей. Семья испытывает финансовые трудности. Дети не обеспечены необходимой одеждой, не имеют деньги на карманные расходы. Семья характеризуется как полная, многодетная, социально-неустойчивая.
Господствует попустительский тип воспитания.
Психологическая обстановка в семье не устойчивая, напряженная, родители уделяют недостаточно времени детям, не контролируют посещение школы, выполнение домашних заданий, не занимаются воспитанием, вследствие чего дети проявляют раздражительность, агрессивность, конфликтность и упрямство.
На замечания, советы педагогов не реагируют, никаких действий к исправлению ситуации не предпринимают. Родительские собрания не посещают, но мама поддерживает неустойчивую связь с классными руководителями детей в телефонном режиме.
В школе появляется очень редко. Мама постоянно всем недовольна, на все реагирует негативно, считает, что все ей что то должны, но сама, ведет себя пассивно, и часто неадекватно. В данный момент родители то живут, то не живут вместе.
Образец характеристики на неблагополучную семью
Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт.
У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.
У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.
Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец.(Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.
Рекомендуем прочесть: Молодая семья программа 2020 тверская область
Семьи соп характеристика
Прошло два месяца, но с нас не снимали СОП. Очень хотелось, чтобы сын не шел с этим позорным статусом в школу, переживала, что это отразится на отношении к нему со стороны учителя. Нам объясняли, что не хотят снимать нас с контроля, потому что у нас постоянно случаются скандалы с мужем, но мы на тот момент давно были в разводе. Мы были чужими людьми.
Катерина Карпицкая, застачочные фото Сергея Гудилина и aif. Дело в том, что в белорусской соцзащите встречаются откровенные идиоты. Однажды и у нас появился статус семьи, находящейся в социально опасном положении.
Положительная характеристика на семью: образец
Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать.
Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей.
Мать домохозяйка, постоянно находится дома. Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе.
Подросток не испытывает трудностей в обучении или общении со сверстниками. Антисоциальных личностей в кругу его друзей не наблюдается. Ребенок коммуникабелен и отлично ориентируется в повседневной жизни среди людей. Образец для подражания – отец.
1. Концептуальные подходы при изучении семейных отношений. К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм. Рассмотрим эти подходы несколько подробнее.
развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г.Моргана, Ф. Энгельса.
В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи является разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности, появление частной собственности и наследования.Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.
Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ
Физическое состояние и соматическое здоровье. Группа здоровья – указать. Вес (кг) и рост (см) ребенка соответствуют/не соответствуют возрасту. Сведения о хронических заболеваниях отсутствуют (если есть, указать, какие). Детский сад по причине болезни пропускает часто/редко. Энурезом и энкопрезом не страдает/страдает.
Процессы классификации и обобщения по разным основаниям ребенку доступны/не доступны: группирует/не группирует слова, картинки, предметы по общему признаку, подбирает/не подбирает обобщающее слово к ряду (птицы, животные, овощи, фрукты, мебель, одежда и т. д.
); умеет/не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег – зима и т. д.); понимает/не понимает содержание сюжетных рядов и картин, составляет/не составляет по ним рассказ (описать примеры, указать имеющиеся трудности).
Характеристика на ребенка 5 лет из семьи соп
Уровень развития памяти высокий. При запоминании не нуждается в многократном повторении предлагаемого материала. Особые трудности в удержании информации и порядка зрительного и слухового ряда не возникают.
- Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
- Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
- Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
- Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
- Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка.
Карта семьи СОП
Получение разного вида социальной помощи с указанием даты, вида и размера:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- содействие преодолению конфликтных ситуаций в семье;
- проведение педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье;
- защита прав детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
- создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Характеристика семьи: рекомендации по составлению, структура, как собрать информацию
Взрослые создают условия для правильного развития детей, проявляют интерес к делам и учебе старшей дочери и внучке ________. Оба родителя интересуются учёбой ребёнка и являются активными помощниками. Мама посещает все родительские собрания.
Бытовые условия, в которых проживает ————————, удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка. У ______________ имеется рабочее место для учебы, где созданы условия для занятий, подготовки домашнего задания.
Характеристика на семью учащегося
Надежда обучается в данной школе с 1.09.2011года. До этого обучалась в МОУ «Мокроусовская основная общеобразовательная школа». В связи с переездом в город Топки, принята в МАОУ «СОШ№1» в 3 «б» класс. В 4 классе была оставлена на повторный год обучения, имея две двойки за год по предметам: математике и русскому языку.
Надежда часто пропускает школу без уважительной причины. В начале года девочка не посещала школу 2 недели. Были проведены рейды по адресам проживания семьи, но положительного результата они не дали.
Администрация школы обращалась к начальнику отдела МВД по Топкинскому району подполковнику полиции В. С. Петрову с просьбой оказать помощь в розыске учащейся, Ивановой Надежды. В результате семью нашли в г.
Кемерово.
Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в СОП
С емьи, находящиеся в социально — опасном положении — семьи, имеющие детей, находящихся в социально — опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .
— самовольные уходы несовершеннолетних из семей и образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или некоммерческие организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Выявление проблем и работа с семьями СОП
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют консультационную, профилактическую и процессуальную деятельность в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) и должностных лиц, ответственных за воспитание, обучение и содержание лиц, не достигших 18-тилетнего возраста в сфере нарушения прав и интересов детей, их противоправных антиобщественных действий, административных и иных видов правонарушений. Подобные подразделения ведут учет и осуществляют розыск несовершеннолетних, а также взаимодействуют с другими заинтересованными органами и сообщают о фактах совершенных правонарушений и их социальном контексте (Там же, ст. 21).
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществвыявляют и предупреждают противоправное поведение несовершеннолетних, а также их вовлечение в деятельность по производству, распространению и употреблению наркотиков (Там же, ст. 23.2).
Ваш психолог
Д.С Девяткина, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Череповец, Вологодская обл.
Большая психологическая игра «80 дней вокруг света» для учащихся 5-9-х классов построена по мотивам романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» (приложение).
Характеристика на мать семьи находящейся в соп
Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт.
У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.
У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.
Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец.(Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.
Программа работы с семьями СОП
Семья, находящаяся в социально опасном положении(СОП ) — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Формы работы: рейдовые посещения на дому, индивидуальные беседы с родителями и детьми, привлечение их к социально-полезной деятельности, контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, вовлечение ребёнка во внеурочную деятельность, проведение Советов по профилактике, организация психологического сопровождения семей, взаимодействие с ОПДН МВД.
Что такое СОП? СОП В каких случаях семья ставится на учет в городской банк данных СОП? несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении
4 органы государственной службы занятости; органы внутренних дел; иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые: воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми; вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия; являются жертвами физического, психического или иного вида насилия; пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф; оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях. Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника Этапы изучения семьи 1. Первичное наблюдение в условиях детского сада 2. Оценка санитарногигиенических условий воспитания ребенка в семье Симптомы Систематические опоздания в детский сад Ребенка поздно забирают из детского сада За ребенком приходят дальние родственники, знакомые или соседи Частое беспричинное отсутствие в д/с Неопрятный внешний вид ребенка Отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви Следы побоев у ребенка Родители приходят в д/с в нетрезвом состоянии (эпизодически, систематически) Жалобы ребенка на голод, недосыпание, дискомфорт в семье Длительная и хроническая задолженность по родительской плате за детский сад Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма) Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи) Индекс
: Сколько платят детских за третьего ребенка
7 Метод экспертной оценки (МЭО) Метод экспертного прогноза (вариант экспертных оценок) Параметрический метод — фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться); — формализированное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией); — интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования). Основан на анкетировании или интервьюировании, с ю которых выявляется информация, отражающая знания., мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Суть этого метода заключается в выборке согласованных мнений путем многократного повторения опроса одних и тех же экспертов. метода Алгоритм использования данного метода: — первый опрос экспертов; — обобщение результатов; — сообщение итогов; — повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты: эксперты либо подтверждаю свою точку зрения, высказанную на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии с мнением большинства. Состоит в сопоставлении двух ключевых параметров: прежнего состояния социальной единицы («на входе») и нынешнего состояния социальной единицы («на выходе»). Разница между этими двумя параметрами представляет собой «социальный эффект» (реабилитационный, коррекционный и т.п.) или результат, свидетельствующий об эффективности использования средств, методик, уровня квалификации персонала и т.п. Метод оценки Имеет разновидности: эффективности (МОЭ) а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные опросы клиентов; б) параметрический метод, с ю которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам и стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социальнопедагогической деятельности; в) сочетание первого и второго. МОЭ позволяет систематизировать факторы
Характеристика на семью для снятия с учета соп
Характеристика семьи ученицы 8 класса. В ней отражается роль каждого из членов семьи в воспитании и обучении ребенка, а также описываются бытовые условия, в которых растет девочка.
Пытаясь создать точную картину, были описаны все детали быта. Данный образец характеристики предназначен для классных руководителей.
В классах всегда встречаются семьи которые стоят на особом контроле, это неблагополучные семьи.
В конце текста характеристики нужно осветить отношения ребенка с педагогами и учащимися класса. Есть ли у ребенка близкие друзья, с кем он может находить общий язык.
Одинок ли он в коллективе и отвергает всякую помощь извне. Пользуется ли авторитетом среди сверстников.
Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то нужно указать причины, с какого периода и отношение родителей к данной проблеме.
Особенности работы с проблемными семьями и семьями, находящимися в соп
9 Индивидуальная работа с семьей предполагает несколько этапов: Установление контакта с членами семьи Выявление семейных проблем и причин их возникновения. Определение маршрута вывода семьи из тяжелой ситуации. Патронирование семьи, если необходимо.
8 Принципы организации профилактической и коррекционной работы с проблемными семьями: 1. Принцип своевременности /раннего выявления/ 2. Принцип гуманизма/готовность педагогов прийти на помощь ребенку и его семье/ 3.
Принцип индивидуального подхода/учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи/ 4. Принцип стимулирования семьи к самопомощи/активизация собственных внутренних ресурсов семьи для изменения образа жизни/ 5.
принцип комплексности/объединение усилий всех соц. служб/
Статус СОП: помощь семье или наказание
«СГ»: Не секрет, что в сельской местности зарплаты невысокие, случается, их задерживают. А материальное положение – не последний фактор в семейном благополучии. Можно ли сказать, что к сельчанам требования более снисходительные?
Е.ГОЛОВНЕВА: Вы правы, давно пора уходить от подобных ассоциаций. Признание ребенка находящимся в социально опасном положении – это желание и необходимость помочь семье, а не заклеймить ее. Цель госорганов и специалистов, которые занимаются этим, – не навредить, а упредить глубокое неблагополучие.
Аналитический отчёт работы с семьёй СОП
Контролировать данную семью по мере необходимости. Младшего сына забрали органы опеки и попечительства в детское отделение ЦРБ. Яна учится со второй смены, в первую половину дня находится в СРЦ « Добродея». После школы ночевала у Шенцовых. Денис проживает у папы. Олеся Геннадьевна не смогла объяснить сложившуюся ситуацию и ответить на наши вопросы. Разговор происходил на улице.
Марина Владимировна рассказала, что Яна на выходных ночевала у неё. Девочка к соседке пришла одна и осталась ночевать. Где находилась мама, она не знает. Олеся Геннадьевна за дочерью не пришла. Утром Яна пошла в СРЦ « Добродея».
Кгбу со центр семьи — минусинский — >
2.
Медико-санитарные: антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.