+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Постановление 354 расчет одн по электроэнергии

Содержание

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Постановление 354 расчет одн по электроэнергии

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка.

На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов.

Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация.

Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни.

По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче.

А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.

Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем.

Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий.

После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.

При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования.

Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты.

В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов  на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично.

То есть в одних квартирах они есть, в других нет.

В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена.

По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования.

Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор.

Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление.

Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме.

Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров.

Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету.

Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Постановление № 354

Постановление 354 расчет одн по электроэнергии

Общедомовые нужды платят в обязательном порядке все жильцы, собственники жилья в многоквартирных домах. Основные положения по этому платежу, а также способы и виды оплаты, подробно расписаны в Постановлении Правительства №354 от 2011 года.

Общедомовое имущество

Каждый из тех, кто живет в многоквартирном доме понимает, что платить за коммунальные услуги нужно обязательно. По Гражданскому и Жилищному Кодексу собственники квартир должны не только заботиться о личном имуществе, но и содержать общедомовое.

В платежный перечень включены следующие взносы:

  • регулярная уборка в подъездах и около дома;
  • своевременный ремонт крыши, чердачных помещений, подвала, лифта;
  • для лестничных клеток предусмотрено поддержание их в исправном виде, замена окон при необходимости.

С этим приходится мириться, но каждая новая графа вызывает у жильцов недоумение и вопрос: откуда берутся новые услуги. Например, за содержание общедомового имущества. Согласно статье 36 Жилищного Кодекса к нему можно отнести:

  • земельный участок, на котором расположен дом;
  • инженерные системы и коммуникации;
  • лестничные пролеты и площадки;
  • чердаки;
  • крыши;
  • коридоры;
  • подвалы;
  • технические этажи;
  • помещения, которые приспособлены для обслуживания жильцов, их социальных или бытовых потребностей;
  • все техническое оборудование, которое обслуживает больше одной квартиры.

Эта оплата за то, что жильцы пользуются таким имуществом вместе, значит и расходы распределяются пропорционально.

Постановление № 354

В 2011 году Постановлением Правительства было принято решение о включении в оплату жилья в многоквартирном доме нового платежа — ОДН. Аббревиатура расшифровывается как общедомовые нужды. Это положение сформулировано в этом же Постановлении. Что оно включает в себя?

ОДН состоит из разницы между тем, что израсходовал весь многоквартирный дом по счетчику и частными показателями квартирных счетчиков. В ОДН входят затраты:

  • расход на домофон, точнее, на электричество, которое он потребил;
  • расходы электричества на освещение территорий, которыми пользуются все жильцы: коридор, подъезд, земельные участки около подъездов, лестничные площадки;
  • потери технологического плана, расход на оборудование: насосы, автоматика для регулирования тепла и другое;
  • электрическая энергия, которая потребляется лифтовыми установками;
  • расходы холодной воды: на промывку коммуникаций, потери в общедомовых водопроводных сетях, на полив газонов около дома, мытье лестничных площадок и т. д.;
  • расходы горячей воды по ОДН: затраты горячей воды на опрессовку отопительных систем, неизбежные потери горячей воды в водосетях, затраты на сброс воды, когда выполняется ремонт или монтаж новых батарей, при подготовке к отопительному сезону, когда идет технологический пролив всей системы.

Вычисление ОДН, порядок оплаты по предоставленным услугам определяется Постановлением № 354. Также там подробно расписано, как и по какому принципу происходит оплата различных общедомовых расходов.

Вычисление ОДН

Подсчет ОДН начинается с выяснения, есть ли в многоквартирном доме прибор учета. Если есть, то вычисляется разница между показателями прибора и счетчиков жильцов. Затем они пропорционально распределяются между собственниками жилья. Пропорция эта определяется с помощью площади квартир.

Там, где приборов нет, пользуются нормативами. Берут в расчет нормативы объема потребления электричества, горячей и холодной воды. Умножают на площадь всего общедомового имущества, указанного в документах. Нормативы утверждаются региональными властями в каждом субъекте федерации.

Нормативы по всем видам услуг можно запросить в офисе управляющей компании либо найти на их сайте.

В любом случае, даже если вы не согласны с показателями, это не дает повода не платить ОДН. Оплата обслуживания общедомовой собственности — обязанность каждого собственника жилплощади в многоквартирном доме.

Основания для этого содержатся в Жилищном и Гражданском Кодексах РФ. В соответствии с законом, на каждого владельца возложена обязанность внесения своевременной оплаты на общее имущество пропорционально доле в общей собственности.

Есть нюансы в оплате ОДН арендаторами нежилых помещений. Они тоже должны выплачивать ОДН независимо от того, пользуются они общей собственностью или нет. Конечно, у арендаторов, владельцев магазинов, могут возникать вопросы по поводу оплаты. Но, несмотря на это, они должны вносить оплату на общих основаниях, исходя из занимаемой площади.

На видео об общедомовых нуждах

Неоплата ОДН влечет за собой применение наказаний в виде штрафа. Возможное наказание — отключение электричества и прочих ресурсов.

Общедомовые нужды Постановление 354 — что это такое, платить или не платить? 2019 год

29 июля 2017 года президент Владимир Путина подписал закон, который возвратил право платить жильцам многоквартирных домов за ОДН исходя из показаний общедомовых приборов учёта. Закон вступил в силу 10 августа, прошёл уже месяц.

Однако многие вопросы остаются.

Будет ли в связи с новыми правилами по оплате ОДН сделан перерасчёт, и за какой период? Все ли дома могут оплачивать общедомовые нужды согласно показаниям коллективных счётчиков? Что необходимо предпринять, чтобы оплачивать фактическое потребление ОДН?

Журналисты омского издания «Аргументы и Факты» обратились за разъяснениями к эксперту в области ЖКХ Александру Бурых. Эта информация будет актуальной и для жителей других регионов России.

Оплата общедомовых нужд: три варианта

«На сегодня жители многоквартирных домов могут выбирать из трёх вариантов, как им оплачивать ОДН, — пояснил Александр Владимирович. — Первый – платить по нормативу, установленному РЭК Омской области, если в многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учёта (ОДПУ ). Для этого ничего делать не надо. Подразумевается перерасчёт расходов исходя из показаний ОДПУ после 1 июля 2018 года.

Второй вариант — исходя из среднемесячного объёма потребления на ОДН (с проведением перерасчёта размера по показаниям ОДПУ) в тот же период, и третий вариант — платить сразу по показаниям общедомового прибора учёта».

Для того чтобы сегодня начать оплачивать фактическое потребление ОДН, необходимо провести собрание жильцов, на котором такое решение будет принято и запротоколировано.

Важно также понимать, что оплачивать ОДН по факту, то есть по показаниям прибора учёта, в принципе могут только дома, где установлены общедомовые счётчики, — это логично.

Все остальные, так называемые неоприборенные, дома будут оплачивать ОДН только по нормативу, даже если сами жильцы этих домов предполагают, что на самом деле они потребляют меньше ресурсов.

Кроме того, никакого перерасчёта за период с 1 января по 10 августа 2017 года омичи не получат, так как этот момент в законодательных актах не отражён.

Перерасчёт по новым правилам будет произведён по истечении коммунального года — в июле 2018-го, с того момента, когда был подписан закон, возвративший право платить жильцам многоквартирных домов за ОДН исходя из показаний общедомовых приборов учёта, но опираясь на дату принятия собственниками решения собрания.

Общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2017 года

Принцип оплаты коммунальных услуг по строго установленным тарифам в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в квартире жильцов остался в далеком прошлом.

С развитием рыночных отношений каждый поставщик энергоресурсов: электричества воды, тепла стал заинтересован в получении оплаты за фактически поставленный ресурс, вне зависимости от проблем, которые были у того или иного потребителя, в полном объеме.

Это вызвало необходимость радикально изменять систему оплаты за получаемые энергоресурсы как для собственников помещений так и для управляющих компаний (УК, ТСЖ ). Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета.

Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной. Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет.

Таким образом, родились общедомовые нужды ( ОДН ) — строка в счетах оплаты, которая была призвана компенсировать разницу между показаниями приборов учета ресурсоснабжающей организации и фактически потребленными собственниками коммунальными услугами, учтенными по индивидуальным приборам учета или рассчитанными на основании нормативов потребления.

Нормативная база для взимания платы за ОДН

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает:

Платить ли общедомовые нужды?

Под словосочетанием общедомовые нужды подразумевается необходимый объем коммунальных услуг на содержание в должном состоянии общего имущества, а также для увеличения уровня общего комфорта.

Постановление №354 накладывает на всех собственников обязанность оплачивать не только водоснабжение, газоснабжение, отопление и прочие коммунальные услуги непосредственно в их жилом/нежилом помещении, но и услуги, которые были предоставлены на удовлетворение общедомовых нужд.

Список общедомового имущества

  • Помещения, использовать которые имеет право каждый (например чердак, лестница, подвал,…)
  • Двери помещений для общего использования
  • Крыша
  • Ограждения
  • Перила, колонны, парапеты
  • Любое оборудование, к использованию которого имеют доступ все собственники
  • Участок земли, на котором расположено строение
  • Различные объекты, эксплуатируемые с целью обслуживания строения и его помещений (например, трансформаторные будки, гаражи, стоянки, игровые площадки,…)

За какие именно услуги придется платить?

  • В первую очередь, оплата общедомовых нужд подразумевает внесение суммы, необходимой для покрытия цены осуществленной энергоподачи во все помещения общей доступности, для работы приборов, находящихся в общем использовании, а также для снабжения достаточным количеством электрической энергии объекты обслуживания.
  • Кроме того, собственники обязаны оплачивать общее водоснабжение, даже в том случае, если нигде в строении не установлены краны общего пользования. Согласно действующим Новым Правилам (постановление №354), отсутствие подобных водоразборных приспособлений не может являться причиной для перерасчета цены коллективных коммунальных услуг.
  • Хорошей новостью для собственников является то, что отопление не считается услугой общедомового характера, а значит и оплата за данный вид коммунальных услуг производится индивидуально для каждого жилого/нежилого помещения.

Как рассчитывается стоимость общедомовых услуг?

  1. Если строение оснащено специальным прибором учета (общедомовым счетчиком), расчет будет произведен на основе его показаний.
  2. При отсутствии учетного прибора сумма к оплате высчитывается по специально утвержденным нормативам.

В процессе расчета суммарная площадь общего имущества обычно играет роль только в случае отсутствия коллективного счетчика.

Однако, данная информация, которая, кстати, содержится в техническом паспорте строения, применима к расчетам и в том случае, если счетчик имеется, но его показания превышают допустимый по нормам объем общедомового потребления.

Подробно о правилах расчета стоимости коммунальных услуг, которыми было обеспечено общее имущество, говорится в приложении к постановлению №354.

Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Постановление 354 расчет одн по электроэнергии

В многоквартирном доме комфортное проживание зависит не только от того, насколько тепло и светло в самой квартире. Отопления и электроснабжение требуют также различные технические помещения, общие площадки и лифты. Расходы на это относят к общедомовым нуждам и ложатся на плечи собственников квартир в жилом доме.

До наступления 2017 года в квитанциях по оплате коммунальных платежей мы видели суммы ОДН, но законодатели предложили перевести эти расходы в разряд платежей на содержание жилых помещений. Мы попытались выяснить, как поменялся расчет ОДН по электрической энергии с наступлением нового года и можно ли сэкономить на них.

Как уже говорилось, плата за ОДН с 1 января 2017 года перенесена в разряд расходов на содержание общего имущества, это значит, что строка ОДН в квитке должна исчезнуть. Теперь давайте определимся, что такое общедомовое имущество. Оно строго определено ст. 36 п. 1 Жилищного Кодекса РФ и включает в себя все помещения многоквартирного дома, служащие для общего пользования, исключая квартиры:

  • лифтовые шахты и кабины,
  • коридоры и лестничные площадки,
  • технические этажи, чердаки, крыши и подвалы,
  • земельный участок под домом и прилегающей инфраструктурой, например детской площадкой возле дома.

Большинство многоквартирных домов уже оборудованы общедомовыми приборами учета потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, воды и тепла).

Во многих квартирах имеются индивидуальные счетчики, по которым жильцы подают показания и начисляется коммунальная плата. По сути общедомовые нужды являются разницой между показаниями приборов общедомовых и индивидуальных.

Тем собственникам, у кого в квартире счетчиков нет, ОДН распределяется, исходя из соотношения площади квартиры к общим жилым площадям дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям.

Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы.

Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам.

Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах:

Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.

РегионНорматив (кВт·ч в месяц на кв. метр)Все нормативыМКД с лифтамиМКД без лифтов
Московская область (г. Москва)0,612,88подробнее
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) 0,43 1,66подробнее
Нижегородская область0,391,60подробнее
Свердловская область (г. Екатеринбург)1,964,16подробнее
Саратовская область (г. Саратов)1,822,44подробнее
Омская область (г. Омск)1,0391,943подробнее
Томская область (г. Томск)0,821,42подробнее
Новосибирская область (г. Новосибирск)0,7280,973подробнее
Липецкая область (г. Липецк)0,371,24подробнее
Ростовская область (Ростов-на-Дону)0,552,24подробнее
Ярославская область (г. Ярославль)0,6461,010подробнее
Республика Татарстан (г. Казань)0,2720,272подробнее
Республика Крым (г. Симферополь)0,210,58подробнее
Краснодарский край (г. Краснодар)0,3221,412подробнее
Республика Башкортостан (г. Уфа )0,2950,791подробнее
Республика Адыгея (г. Майкоп)0,3151,357подробнее

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2020 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Если объем ОДН отрицательный

Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.

К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.

Что делать, если нет счетчика?

В случае отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии, расчет производится с учетом нормативов. Формула будет следующей:

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2020 году

В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.

Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация.

В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж.

Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.

Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.

И в заключение хотелось бы отметить, что основную часть ОДН по электроэнергии – почти половину — составляют расходы на освещение в подъездах и на территории возле дома.

Следующие по убыванию расходы на различное оборудование, например, насосов, подающих горячую воду и отопления в системы дома круглосуточно, а также лифтов.

И совсем незначительные, но также необходимые, — это затраты энергии на подключение электрооборудования, используемого для проведения ремонтных работ.

Одн по электроэнергии: что входит в одн, оплата, пример расчета

Постановление 354 расчет одн по электроэнергии

Почему тарифы на центральное отопление и электроэнергию самые высокие по сравнению с другими видами услуг? Такое положение напрямую связано с огромными потерями в сетях этих коммунальных ресурсов и отсутствием возможности оперативной локализации проблемного участка. То есть, потери изначально закладываются в тарифы для потребителей.  Учитывая текущие реалии, возникает ряд вопросов к расчету ОДН по электроэнергии, попробуем найти на них ответы.

Что входит в ОДН?

Жильцы многоквартирных домов, получив квитанцию, куда входит оплата ОДН, не редко задаются вопросом, что включает в себя эта категория расходов.  Ответим на этот вопрос, приведя для наглядности рисунок, с перечислением общедомовых приборов.

Оборудование, входящее в состав ОДН

Обозначения:

  • a) Осветительные приборы на лестничных клетках, чердачных и подвальных помещений.
  • b) Системы освещения придомовых территорий.
  • c) Лифтовое оборудование.
  • d) Системы безопасности (домофоны, видеонаблюдение и т.д.).
  • e) Пожарная сигнализация.
  • f)  Аппаратура провайдеров.
  • g) Антенные усилители.
  • h) Насосное оборудование.
  • j) Потери электроэнергии.

Обратим внимание, что к последнему пункту относятся как потери внутридомовой сети, так и  несанкционированные подключения в обход индивидуальных приборов, учитывающих  потребление электроэнергии. То есть,  в данном случае можно говорить о краже электричества у соседей по дому.

Оплата ОДН

Согласно Постановлению Правительства РФ (№354), весь объем потребленной электроэнергии на ОДН оплачивается жителями многоквартирного жилого дома. Чтобы не возникло разночтений, приведем дословно выдержку  из Постановления.

Пример выдержки из ПП РФ №354 от 6 мая 2011 года

Как видим, в Постановлении определено, что все расходы электроэнергии на ОДН возлагаются на собственников жилого дома, вне зависимости от выбранной формы управления.

Руководствуясь данным Постановлением, управляющие компании производят расчет объемов потребления электроэнергии на общедомовые нужды, полученные результаты вносятся в квитанции оплаты коммунальных услуг.

Пример такой квитанции был продемонстрирован на рисунке 1.

Пример расчета ОДН по электроэнергии в многоэтажном доме

Несмотря на то, что тарифы и нормы потребления электроэнергии различаются в отдельных регионах, формулы расчетов для начисления платежей по соответствующей графе остаются неизменными. Приведем примеры расчетов для многоквартирного жилого дома с общедомовым счетчиком потребления электроэнергии и объекта, где не такой прибор отсутствует.

Со счетчиком

Механизм вычислений будет следующим:

  1. Производится снятие показаний за определенный период с общедомового прибора учета потребления электроэнергии. Допустим, коллективный счетчик отобразил потребление в объеме 6500 киловатт-часов. В данном случае это общий расход электроэнергии жилого дома, который включает в себя суммарный объем потребления жилых помещений и затраты на ОДН.
  2. На данном этапе производится сравнение суммарных показаний, снятых с индивидуальных электросчетчиков и данных общедомового прибора учета. Чтобы выполнить данную операцию необходимо просуммировать потребление каждой квартиры. Как правило, данные за отчетный период  снимаются в определенных числах месяца.   Такие ограничения на процесс снятия показаний необходимы для того, чтобы не возникало больших расхождений в балансе.

Представим, что суммарное значение всех показаний электросчетчиков жильцов составило 5600 киловатт-часов. То есть, это показатель объема электроэнергии израсходованного владельцами жилых помещений.

  1. Получив показатель расхода на жилые помещения, его вычитают из общего объема потребленной электроэнергии. Результатом будет количество киловатт-часов, приходящихся на долю ОДН. В нашем случае расчет будет следующим: 6500 – 5600 = 900.
  2. Теперь необходимо произвести распределение (начисление) платы ОДН между собственниками помещений. Начисления производятся собственнику, исходя из жилой площади (ЖП), занимаемой владельцами квартир. Для этой операции необходимо рассчитать соотношение между квадратным метром ЖП и единицей измерения для ресурса, затраченного на общедомовые нужды (киловатт-час для электроэнергии).

Вернемся к нашему примеру. Допустим общая жилая площадь в доме 4200 м2. Следовательно, чтобы рассчитать соотношение необходимо общий объем потребления ОДН (в нашем случае 900 кВт*ч) разделить на суммарное количество жилой площади (4200 м2), у нас получится: 900/4200 ≈ 0,214 кВТ*ч.

  1. Рассчитав соотношение несложно вычислить потребление электричества ОДН для любого собственника жилья в доме. Для этого необходимо умножить полученный коэффициент на жилую площадь той или иной квартиры. Например если за собственником числиться 42 м2 жилой площади, то расчет расхода, в нашем примере, будет следующим: 42 * 0,214 = 8,988 кВт*ч. Обратим внимание, что площадь нежилых помещений не учитывается.
  2. На завершающем этапе рассчитывается плата ОДН, для этого полученный результат умножается на тариф, предусмотренный для данного региона. Допустим, наш дом располагается в Санкт-Петербурге, соответственно, при одноставочном тарифе 4,32 руб. за 1 кВт*ч, размер оплаты будет следующим: 4,32 * 8,988 ≈ 38,83 руб.
  3. Производится оплата потребления электричества, затраченного на общие нужды.

Закрывая тему расчетов при наличии счетчика МОП, следует заметить, что самое слабое звено в данной системе учета – снятие показаний с индивидуальных приборов. Это напрямую связано с влиянием человеческого фактора, например, информация передана с ошибкой или нет возможности снять показания ввиду отсутствия жильцов.

Также следует принять во внимание время, необходимое на ввод данных в общую базу и возможные ошибки оператора. В системах автоматизированного сбора показаний такие недостатки отсутствуют.

На сведение баланса по электроэнергии, потребляемой сетями жильцов, уйдет всего несколько минут, при этом гарантируется стопроцентная точность.

Без счетчика

Приведенный выше способ расчета расхода ресурсов (электроэнергии) на ОДН применим только в случае наличия общего счетчика. Если таковой отсутствует, то в качестве коэффициента, необходимого для расчета пользования электроэнергией, используется специальный норматив, предусмотренный для данного региона. Принцип расчета платы показан ниже.

Расчет ОДН при отсутствии общедомового прибора учета

Информацию по расчетному коэффициенту (нормативу) для определенного региона можно получить на официальном сайте областной администрации.

В данном случае коэффициент выступает в роли граничной величины, ее пересмотр возможен только в большую сторону.

Такое решение может быть принято общим собранием жильцов (если не ошибаемся, на практике такого еще ни разу не происходило).

Как выгодней со счетчиком или без

В качестве примера приведем нормы потребления электроэнергии на общедомовые нужды для Нижегородского региона.

Нормы потребления ОДН в Нижнем Новгороде (для примера)

Если отследить тематическую информацию касательно на местных форумах, то выяснится, что устанавливать МОП приборы выгодно, поскольку в этом случае приходиться меньше платить за коммунальные ресурсы, затраченные на общие нужды.

Ситуация, когда установлен общий электросчетчик, а объем потребления коммунальных ресурсов превышает региональную норму, принципиально невозможен. В этом случае все указывает на факт потери ресурсов по вине управляющей компании.

Как снизить ОДН по электроэнергии?

Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:

  1. Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
  2. Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
  3. Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом  присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
  4. Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
  5. Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.

Важно ознакомиться и прочитать:

Как рассчитать размер платы за общедомовые коммунальные ресурсы?

Постановление 354 расчет одн по электроэнергии

Все платежи, которые вы совершаете, проживая в многоквартирном доме (МКД), делятся на 3 категории:

  • жилищные услуги (включающие в себя оплату за содержание жилого помещения и за коммунальные ресурсы, потребляемы в целях содержания общедомового имущества),
  • коммунальные услуги (включающие в себя оплату за обращение с ТКО и все коммунальные ресурсы, потребляемые вашим жилым помещением),
  • прочие услуги (включающие в себя оплату за все то, что вы осознанно или по глупости и наивности решили доплачивать на общем собрании собственников).

Если вы проживаете в МКД, в котором установлены общедомовые приборы учета, то это вовсе не означает, что оплата за общедомовые коммунальные ресурсы должна начисляться по их показателям.

Казалось бы само собой разумеющимся, что при наличии общедомовых приборов учета и при наличии указанных в каждой квитанции их показателей, расчет должен делаться по ним. Но нет.

Жилищный кодекс РФ, Статья 156. Размер платы за жилое помещение, Пункт 9.2. говорит следующее:

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации…

То есть, если ваша УК или ТСН начисляет платежи по нормативам, а не по показателям общедомового прибора учета, она делает это абсолютно законно.

Однако зачастую в квитанциях цифры оказываются вовсе не связанными с истинными нормативами. УК/ТСН запросто может годами выставлять завышенные суммы, а жители даже не будут догадываться об этом.

Чтобы проверить, действительно ли вам начисляют плату за общедомовые коммунальные ресурсы по нормативу, нужно обратиться к Постановлению Правительства РФ № 354, Приложение № 2. Расчет размера платы за коммунальные услуги, Пункт III. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Нам нужна формула 17:

Для того, чтобы определить, какие цифры нужно вставить в формулу, нужно найти следующие данные:

Норматив – Он устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства № 306. Само постановление для вас не представляет никакого интереса. Вам нужно по ключевым словам “Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в … (край/город/область)” найти официальный документ.

В Краснодаре, например, Норматив устанавливает “Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и тарифов Краснодарского края”.

Площадь общедомового имущества – Суммарная площадь лестничных клеток, входных тамбуров, коридоров, мест общего пользования в доме.

Это значение вы сможете найти только в официальной документации дома (в ГИС ЖКХ, на сайте УК и других интернет ресурсах информация может либо отсутствовать, либо не соответствовать действительности).

Если вы живете в новостройке, то вполне возможно, что на сайте застройщика сможете увидеть “Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию” – там будут все необходимые Вам цифры.

Интересно то, что в Постановлении Правительства № 306 предполагается рассчитывать размер платы за электроэнергию включая “технические помещения”. Тогда как при расчете холодной, горячей воды и водоотведения нужно вычитать эту площадь.

В соответствии с данными этого дома, при расчете электроэнергии в формулу вставляется цифра “4519,9”, а при всех остальных расчетах “3526,1” (4519,9 – 993,8)

Общая площадь жилых и нежилых помещений дома – Это общая площадь дома за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Эта цифра должна быть отражена в вашей квитанции. Проверить ее также можно в технической документации дома. Важно не спутать ее с “общей площадью здания”

Для данного дома все расчеты жилищных услуг должны производиться по площади 10528,1 кв.м

Тариф – Действующий в рассчитываемый период тариф на услуги ЖКХ, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Стоимость обычно меняется каждые пол года и УК/ТСН вывешивают актуальные данные на информационных стендах.

В Краснодаре стоимость, также как и тарифы, определяются “Региональной энергетической комиссией – Департамент цен и тарифов Краснодарского края” отдельными приказами относительного каждого из вида коммунальных ресурсов.

Площадь квартиры – Единственная цифра, которая однозначно известна и ее не нужно будет выуживать из разных источников.

Вооружившись необходимыми цифрами вы с легкостью сможете определить, справедливы ли начисления, которые указаны в ваших квитанциях.

Например, для указанного выше дома, стоимость коммунального ресурса “электроэнергия” на содержание общедомового имущества в сентябре 2019 г. составит:

При наличии неверных начислений, следует обратиться либо в ГЖИ, либо в УК/ТСН с требованием произвести перерасчет а также оплатить штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы в соответствии с ЖК РФ, Статья 156, Пункт 11.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить…

В обращении ссылайтесь на:

  • ЖК РФ, Статья 156, Пункты 9.2, 9.3, 11.
  • Постановление Правительства РФ № 354, Приложение № 2, Пункт 3

Пример ответа ГЖИ на запрос проверки правильности начисления платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества

Важно то, что при наличии нарушений, вы не просто получите перерасчет и штраф. Если вам однажды удастся обнаружить завышенные начисления, в дальнейшем все платежи будут приходить со справедливыми суммами.

Прочитав этот текст, Вы можете справедливо задать вопрос: “Зачем вообще МКД оборудованы общедомовыми приборами учета, если оплата все равно берется по нормативу?”

Вопрос резонный и имеет очень простой ответ – УК/ТСН должны один раз в год производить перерасчет сумм за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общедомового имущества в соответствии с показателями приборов учета и возвращать собственникам переплату. Об этом читайте в статье

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.