+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Избирательным правом не обладают граждане рф

Избирательным правом не обладают граждане российской федерации

Избирательным правом не обладают граждане рф

Всеобщность избирательного права не только провозглашается, но и гарантируется. Законодательство о выборах предусматривает гаран­тии, обеспечивающие возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными правами.

Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (т. е. граждан РФ, об­ладающих активным избирательным правом), их право обжаловать не­включение в такой список, ошибки и неточности в нем.

Законодатель­ство закрепляет ряд мер организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому избирателю воспользоваться своим правом.

В частности, избирательные участки образуются в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях. Имеются и другие гарантии этого принципа.

Немаловажной гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав.

Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в реализации их избирательных прав.

Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории иностранного государства.

Статья 4

Согласно абзацу второму части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Однако, согласно комментируемому пункту и пункту 3 статьи 17 комментируемого Федерального закона на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. В этой связи полагаем, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в каждом конкретном случае следует руководствоваться нормой, содержащейся в международном договоре Российской Федерации.

Анализ практики введения федеральным законодателем дополнительных запретов на совмещение исполнения полномочий депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью показал, что при таком введении затрагивается статус уже избранных лиц, в связи с целесообразно одновременно c введением запрета специально оговаривать, что он распространяется только на лиц, избираемых в будущем.

Какими избирательными правами обладает гражданин? Какими избирательными правами обладает гражданин

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации в реализации избирательных прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом.

Граждане российской федерации обладающие активным избирательным правом и находящиеся

Работа со списками избирателей. На каждом листе списка указывается № книги. «Тип избирательной системы в РФ» — Выборы осуществляются на основе мажоритарной системы. Избирательное право. Задания части Б. Пропорциональная избирательная система. Задания части А. Компоненты избирательной системы. Голосование человека на выборах. Типы избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система. Принципы избирательного права РФ. «Выборы в Государственную Думу РФ» — Государственная Дума Российской Федерации. Кто может стать депутатом Государственной Думы. Политические права гражданина. Выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Выборы в Государственную Думу. Партия «Апельсин». Российская Федерация. Патриоты России. Законодательный орган.

Зачем нужна Государственная Дума.

При этом в списке избирателей, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой комиссии.6.

Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному не позднее чем за семь дней до дня ания могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.7.

Рекомендуем прочесть:  Вывод декретницы за штат

Ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации

Факультативной стадией является повторное ание, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате ания ни один из кандидатов не набрал необходимого числа и не был избран.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Принципы участия граждан в выборах. Гарантии избирательных прав

Избирательным правом не обладают граждане рф

Принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” определяет, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

Таким образом, к принципам участия граждан в выборах можно отнести:

    1. всеобщее избирательное право;
    2. равное избирательное право (равные избирательные права и обязанности);
    3. прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно, без посредников);
    4. тайное ание;
    5. свободное и добровольное избирательное право.

Всеобщее избирательное право

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов:

    • возрастной ценз;
    • ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В РФ активное избирательное право и право ать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления.

Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.

Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти.

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в ании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права.

Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов ания и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса.

Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа , чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек — один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Ранее в России фактические непрямые выборы были предусмотрены в отношении губернаторов (президентов) субъектов РФ, которые наделялись полномочиями законодательными собраниями по представлению Президента РФ (п.1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”).

В настоящее время высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Тайное ание — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей.

Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Гарантии избирательных прав

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации.

Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ).

Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.

Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Рассмотренные цензы представляют собой определенные ограничения активного и пассивного избирательного права. К последнему относятся и такие специфические ограничения, как неизбираемость и несовместимость.

Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Законодательство РФ не предусматривает институт неизбираемости.

Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.

Несовместимость нашла свое законодательное отражение и в законодательстве РФ. Так, в ч. 3 ст. 97 Конституции РФ записано: “Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности”.

Кроме того, в законе предусмотрено, что депутатами представительных органов любого уровня не могут быть лица, продолжающие работать в правоохранительных органах, судьями и т.п.

Занимая должность в этих органах, граждане могут осуществлять свое пассивное избирательное право – быть избранными депутатами, но после избрания они могут стать депутатами только при условии, если освободят занимаемую ими должность.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.8. Выборы, референдум. |

Избирательным правом не обладают граждане рф

  • Выборы. Понятие.
  • Уровни проведения выборов в РФ.
  • Значение выборов.
  • Стадии процессов выборов в РФ.
  • Избирательное право. Понятие.
  • Нормы избирательного права.
  • Виды избирательного права.
  • Избиратель. Понятие.

  • Принципы избирательного права в РФ.
  • Референдум. Понятие.
  • Виды референдумов в РФ.
  • Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.

  • В каких случаях НЕЛЬЗЯ назначать и проводить референдум?

Выборы – процесс избрания путём ания депутатов, должностных лиц, членов организаций.

Федеральный.

Избираются:

  • Президент РФ
  • депутаты Государственной Думы.

Региональный.

Избираются:

  • депутаты законодательного (представительного) орган государственной власти субъектов РФ: государственного собрания, законодательного собрания, думы и т.д.
  • высшее должностное лицо: руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы).

Местный (муниципальный).

Избираются:

  • депутаты представительных органов местного самоуправления (МСУ): советов, дум, земств, муниципальных комитетов и т.д.
  • главы муниципальных образований (мэры, старосты и т.д.)
  • иные должностные лица МСУ.

 Значение выборов:

  • обеспечивают систематическое обновление и подотчётность власти,
  • защищают общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.

Стадии процессов выборов в РФ.

1.Подготовительная.

  • Назначение сроков выборов.
  • Создание избирательных участков не более 3000 избирателей).
  • Формирование избирательных комиссий.
  • Регистрация и учёт избирателей.

2.Выдвижение и регистрация кандидатов (оставление списков кандидатов).

3.Предвыборная агитация.

  • Цель – побудить избирателей к участию в выборах, к анию за тех или иных кандидатов или против них.
  • Способы агитации: статьи в СМИ, теледебаты кандидатов, митинги, выпуск агитационных материалов, другие не запрещённые законом средства.

4.Голосование и подведение итогов.

Избирательное право.

Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

 Нормы избирательного права.

  • Нормы, определяющие избирательные права граждан.
  • Нормы, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной непосредственно и через своих представителей в органах власти.

 Виды избирательного права.

  • Активное – право избирать.
  • Пассивное – право быть избранным.

Избиратель – это гражданин, обладающий активным избирательным правом.

Граждане России, находящиеся или проживающие за границей, обладают всеми избирательными правами.

Принципы избирательного права в РФ.

Всеобщее право.

Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выборах, независимо от пола, национальности, социального положения, вероисповедания, образования, места жительства.

Не могут участвовать в выборах:

  • лица, содержащиеся в метах лишения свободы по приговору суда;
  • признанные в судебном прядке недееспособными, то есть не способными по своему умственному, психическому состоянию осуществлять свои права.

Равное право – каждый избиратель имеет только один голос.

Прямое право — каждый избиратель голосует непосредственно (то есть нельзя проать за кого-то, например, по доверенности; если человек болен, то по его заявлению члены комиссии приходят домой).

 Тайное ание – обеспечивается тайна волеизъявления гражданина, избиратель голосует в специальных кабинах, имеет право не говорить, за кого проал.

Свободное и добровольное участие в выборах – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на то, за кого ать.

РЕФЕРЕНДУМ.

Референдум (от лат. то, что должно быть сообщено) – это всенародное ание граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектом, существующим законом и т.д.

 Виды референдумов в РФ.

  • Общероссийский – проводится на всей территории РФ.
  • Региональный – проводится на территории субъектов РФ.
  • Местный – проводится на территории муниципального образования.

 Референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном ании.

Участники — граждане РФ с 18 лет.

 Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.

  • Изменение статуса субъекта (субъектов) РФ.
  • О досрочном прекращении или продлении сроков полномочия Президента РФ, депутатов Государственной Думы.
  • О персональном составе федеральных органов власти
  • О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
  • Амнистии и помилования и др.

В каких случаях НЕЛЬЗЯ назначать и проводить референдум?

  • В период военного или чрезвычайного положения на территории РФ, а также в течение трёх месяцев со дня его отмены.
  • В последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы.
  • В период избирательной кампании, проводимой на вей территории РФ.
  • Проведение повторного референдума по тому же вопросу в течение двух лет со дня официального объявления результатов предыдущего референдума.

Принятое на референдуме решение обладает высшей юридической силой, то есть является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.