Государство гарантирует бесплатно для обучающихся овз

Содержание

Государство гарантирует бесплатно для обучающихся овз

Государство гарантирует бесплатно для обучающихся овз

Если учащиеся с ограниченными возможностями здоровья проживают в образовательных организациях, для них предусмотрено полное государственное обеспечение питанием, одеждой, твердым и мягким инвентарем. Если они проживают вне образовательной организации, то имеют право на получение бесплатного двухразового питания.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Обеспечение обучающихся с ОВЗ детей бесплатным питанием

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ ст.79 п.7-обучающиеся с ОВЗ, проживающие в организации, осуществляющёй образовательную деятельность, находятся на полном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарём.

Иные обучающиеся с ОВЗ дети обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Вопрос: Относятся ли обучающиеся с ОВЗ в общеобразовательных организациях к «иным обучающимся с ОВЗ»?Какое питание подразумевается под двухразовым питанием (горячее или сухой паёк)?Из каких средств финансируются расходы на организацию двухразового питания обучающиеся с ОВЗ в общеобразовательных организациях?

В соответствии с ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием».

Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

Обучение учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования

Любому ребенку государство гарантирует право на получение бесплатного общего образования.

За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению.

Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения.

Совместное обучение — сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

Развитие интегративных процессов в условиях общеобразовательных учреждений у нас в стране связано с именами выдающихся сурдопедагогов, сотрудников Института дефектологии АПН СССР Э. И. Леонгард и Б. Д. Корсунской.

Именно они в середине 1970-х годов перешли в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в первую очередь слабослышащими и глухими, с уровня социального взаимодействия на уровень социально-образовательной интеграции. Особенно успешно этот процесс был реализован в модели, созданной и апробированной на практике Э. И. Леонгард. Однако ни ей, ни ее последователям не удалось создать в общеобразовательных учреждениях научно обоснованные и структурно завершенные комплексы, тем более легко воспроизводимые без личного авторского участия. Вплотную приблизиться к решению этой проблемы удалось в начале XXI в. олигофренопедагогам.

:  Сделать снилс в железнодорожном

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия.

образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками.

Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства. В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками.

Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально — психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Как учесть все эти сложные моменты, возникающие при интеграции? Опыт экспериментальной работы свидетельствует о том, что наиболее эффективно интегрированное обучение детей с ОВЗ при комбинированных вариантах.

Выбор модели оказания коррекционно — педагогической поддержки учащимся с отклонениями в развитии должен осуществляться с учетом состава учащихся школы и желания педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в нее. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

5.

С целью алгоритмизации самостоятельной деятельности, Натальей Константиновной составлены общие и частные алгоритмы и инструкции по управлению деятельностью обучающихся: а)Приемы работы с книгой, способствующие формированию учебно-информационных и коммуника-тивных компетенций, способности самостоятельного составления заданий, вопросов к тексту, к одноклассникам. б)Алгоритмы : сравнения , анализа синтеза, классификации, обобщения , индукции.

2. Усиление консультативной и поддерживающей роли ПМПК, предусматривающей возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
  • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
  • правительственные (постановления, распоряжения);
  • ведомственные (Министерства образования);
  • региональные (правительственные и ведомственные).

:  Автономное поисковое устройство рейтинг 2020

Кроме того, при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования они имеют право на психолого-педагогическую поддержку.

Так, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 19 установил, что инвалиды имеют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

2.3. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях NN 1 — 8 к настоящему Стандарту.

*(7) Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).

Статья 5

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Как создать специальные условия для детей с ОВЗ

– Руководитель может вводить в штатное расписание ставку тьютора. Профстандарт подсказывает категорию – сколько стоит тьютор, должность получается дорогостоящая. Руководители говорят, что берут вожатого, который сопровождает ребёнка, но «стоит» дешевле.

– В учреждении должен быть координатор по инклюзии, он будет взаимодействовать с родителями и педагогами, – рассказала Елена Самсонова. – Понятно, что это не штатная единица, это расширение обязанностей. Это выделенная позиция, которая отвечает за организацию инклюзивного образования в учреждении.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ учебно-методический материал на тему

— реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

:  Сколько стоит армянски паспорт

Кадровое обеспечение образовательного процесса Наличие в образовательном учреждении специалистов:1)учителей,2)учителей дефектологов,3)учителей логопедов,4)педагогов психологов,5)социальных педагогов,6)тьюторов,7)координаторов по инклюзии, прошедших профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования. В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую и др. При этом деятельность всех специалистов, работающих в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику, приобретает свою специфику. Помимо решения своих узкопрофессиональных задач, педагог психолог, учитель дефектолог, учитель логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с

ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

Подготовка и проведение Государственного выпускного экзамена для детей с ОВЗ

Государство гарантирует бесплатно для обучающихся овз

Статьи

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Координатор инклюзивного образования одной из московских школ Наталья Борисова рассказала в вебинаре корпорации «Российский учебник» об особенностях подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). В частности — о проведении ее для учеников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов. Представляем вашему вниманию основное, что нужно знать о ГВЭ с точки зрения инклюзивного образования.

14 февраля 2019

Особенности проведение ГВЭ

Государственные итоговые аттестации в 9 и 11 классах (ГИА-9 и ГИА-11) проходят в следующих форматах:

  • В форме основного/единого государственного экзамена с использованием контрольно-измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ) для обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного/среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также экстернов, допущенных в текущем учебном году к ГИА.
  • В форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного/среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в организациях СПО (если речь о ГИА-11), в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

Два новых документа, регулирующие порядок проведения ГИА, в том числе в форме ГВЭ:

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

ГИА в форме ОГЭ и/или ГВЭ включает в себя четыре экзамена: по русскому языку и математике (обязательным учебным предметам), а также по двум учебным предметам на выбор ученика — физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии. Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, аттестация по их желанию проводится только по двум обязательным учебным предметам. Остальные предметы тоже можно сдавать, есть специальные формы ГВЭ. Например, экзамен по физике в формате ГВЭ не содержит обязательной лабораторной работы — вместо этого экзамен охватывает базовый курс предмета (часть «выпускник научится»), включает в себя письменную работу с решением задач и ответом на ряд вопросов. Возможен также экзамен в устной форме. Для некоторых лиц ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ — при этом допускается сочетание форм ОГЭ и ГВЭ.

При подаче заявления участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья должны предъявить копию рекомендаций территориальной ПМПК. Дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки об установлении инвалидности (выданной ФГУ МСЭ), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, прописанных в пункте 44 «Порядка проведения…».

Условия проведения ГИА для участников с ОВЗ, инвалидов и детей-инвалидов

Для участников ГИА с ОВЗ, обучающихся на дому или в медицинских организациях, детей-инвалидов и инвалидов создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.

  • Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию.
  • Беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, наличие специальных кресел и других приспособлений.
  • Наличие лифтов, при отсутствии лифтов аудитория проведения ГИА располагается на первом этаже.
  • Увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа.
  • Увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут.
  • Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

При необходимости ассистенты оказывают следующую помощь:

  • Помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
  • Помогают зафиксировать положение тела, ручку в кисти руки.
  • Вызывают медперсонал.
  • Помогают в общении с сотрудниками ППЭ (для глухих — сурдоперевод).
  • Помогают при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.
  • Переносят ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов.

Специальные условия проведения ГИА-9 для участников с нарушением слуха

  • оборудование аудитории звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.

Специальные условия проведения ГИА-9 для участников с нарушением зрения

  • оформление экзаменационных материалов рельефноточечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • выполнение письменной экзаменационной работы рельефноточечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефноточечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере;
  • обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами;
  • индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Что касается итогового собеседования, то, в соответствии с методическими рекомендациями и Письмом Рособрнадзора от 28.01.

2019 № 10-52, органы исполнительной власти самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить все задания итогового собеседования (а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования). Кроме того: сами определяют для них минимальное количество баллов, необходимое для получения «зачета».

Распоряжение Департамента образования Москвы от 21.01.2019 № 01-р устанавливает для отдельных групп участников ГИА минимальное количество баллов за выполнение всей работы для получения «зачета» — 5 баллов. Основанием для применения минимального количества баллов являются соответствующие рекомендации ЦПМПК.

Особенности экзамена по русскому языку ГИА-9 в форме ГВЭ

  • Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: литера «А» номера экзаменационных материалов, либо 100-е (сочинение) и 400-е (изложение с творческим заданием) номера вариантов.
  • Литера А — для обучающихся с ОВЗ (за исключением слепых, слабовидящих и поздноослепших, глухих, лиц с ЗПР, обучающихся по адаптированным образовательным программам, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи): изложение (сжатое) с творческим заданием (400-е номера вариантов) или сочинение (100-е номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
  • Литера «С» — для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля: изложение (сжатое) с творческим заданием (600-е номера вариантов) или сочинение (300-е номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны экзаменационным материалам для участников ГВЭ без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму. Экзаменационные материалы переведены на шрифт Брайля.
  • Литера «К» — для глухих обучающихся, а также лиц с ЗПР, обучающихся по АООП, и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера вариантов) по выбору выпускника. Экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания.
  • Литера «Д» — для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Диктант с особыми критериями оценивания (700-е номера вариантов).

Особенности экзамена по математике ГИА-9 в форме ГВЭ

  • Литера «А» (100-е номера вариантов) — для участников ГВЭ без ОВЗ и обучающихся с ОВЗ (за исключением участников с ЗПР, обучающихся по АООП).
  • Литера «С» (300-е номера вариантов) — для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля.
  • Литера «К» (200-е номера вариантов) — для участников ГВЭ с ЗПР, обучающихся по АООП.

Особенности подготовки к ГВЭ

Подготовка к итоговому собеседованию

  • детальное знакомство с процедурой итогового собеседования;
  • учет индивидуальной ситуации развития и психофизических особенностей;
  • опора на возможности и сильные стороны участника итогового собеседования;
  • психологическая готовность к процедуре экзаменов.

Психологическая подготовка к ГВЭ

  • детальное знакомство с процедурой экзамена;
  • многократные тренировочные экзамены в формате ГВЭ;
  • тщательное изучение учителем критериев оценивания работ участников ГВЭ для выработки программ подготовки к экзаменам;
  • разработка программ психологической подготовки учащихся к экзаменам (тренинги стрессоустойчивости): «Что я знаю о ГИА», «Как справиться со стрессом на экзамене». Тренинги проводятся совместно с семьей участника ГВЭ.

Нужно учитывать, что детям с ОВЗ крайне непросто даются любые изменения. Поэтому в работе с ними особенно важно объяснить и изучить каждый шаг предстоящего экзамена.

#ADVERTISING_INSERT#

В новом учебном году категории «обучающиеся с овз» уже не будет

Государство гарантирует бесплатно для обучающихся овз

Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» совсем не тождественны в российском законодательстве. Их разделение привело к проблемам правоприменительной практики.

На портале государственных услуг РФ размещен к обсуждению законопроект, который предлагает решить возникшие противоречия, заменив определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями».

Законопроектом предлагается также редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» как «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»

В российском законодательстве, в отличие от зарубежного, инвалидность и ограничения по здоровью — разные категории лиц.

 Так, статус инвалида ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.

Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, обусловленных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. То есть категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования.

Поэтому законопроектом предлагается наименование указанной категории обучающихся изложить как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями».

Ребенок- инвалид 

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Поэтому он может и не являться обучающимся ‎с особыми образовательными потребностями, и вправе получать реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом
‎с особыми образовательными потребностями.

В связи с изложенным законопроект предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой ребенок-инвалид приравнен по правовому статусу ‎к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Кроме того,законопроектом предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся ‎со сложными дефектами» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта» ‎и «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» соответственно.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.

Центры медицинской, социальной и психологической помощи

В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской ‎и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом 83 из них имеют лицензию на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность ‎по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.

При этом  перечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью. Ранняя коррекционная помощь будет оказываться с помощью уже созданных ресурсов, то есть центрами или психологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъясняет документ.

Адаптированные программы и специальные условия

В соответствии с законом 273-ФЗ, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Вместе с тем, как показывает практика, не все обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются ‎в адаптации образовательных программ.

Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия.

Перечень специальных условий законопроектом предлагается дополнить средствами альтернативной коммуникации, услугами тьютора, услугами ‎по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу). Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, ‎на любом уровне получения ими образования.

Федеральный закон, в случае утверждения этого проекта, вступит в силу с 1 сентября 2020 года.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.