Характеристика в мсэ на аутичного ребенка в детском саду
Педагогическая характеристика воспитателя на ребенка аутиста
Ориентировка в пространстве затруднена.
Отношение к занятиям
К занятиям проявляет равнодушное отношение, не усидчив (в течение занятия часто встаёт и передвигается по групповой комнате); внимание неустойчивое.
Темповые характеристики деятельности
Выполняет задания в замедленном темпе. Помощь использует избирательно.
Физическое развитие (общая и мелкая моторика)
Физическое развитие ребенка по возрасту. Координация движений сформирована недостаточно. Испытывает трудности в выполнении отдельных движений (прыжки, равновесие). Ведущая рука – правая. Испытывает значительные трудности при выполнении графических упражнений.
Стиль отношения к детям: уважение их интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности.
Родители предъявляют единые требования ко всем детям.
В 2008 году семья стала Лауреатом премии Главы Республики Карелии. Премия вручена за укрепление семейных отношений, здоровый образ жизни, достойное воспитание детей.
В семье царит взаимоуважение, доверительное общение, сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство ответственности, долга. Все члены семьи проявляют взаимное уважение, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Дети чувствуют уют и тепло домашнего очага.
В семье воспитывается трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых.
Внимание
Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.
2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка.
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.
4.
Педагогическая характеристика воспитателя на ребенка аутиста в доу
Динамика (показатели) познавательного развития, речевого развития:
Отмечается ярко выраженный диссонанс развития: знаком с цифрами, числовой ряд (в пределах первого десятка) выкладывает в правильной последовательности. Инструкции, предложенные в письменной форме, выполняет охотнее, чем вербальные. Знает буквы, но не все. Слоги не читает.
Предложенные задания выполняет крайне избирательно.
При попытке педагога привлечь к решению поставленной познавательной задачи, возникновении малейших затруднений проявляет негативные реакции: кричит, разбрасывает игрушки, стремится сломать, разорвать пособия.
Реагирует на обращение по имени. Сложности проведения полноценной логопедической диагностики, т. к. при обращении ребенок отвечает отдельными словами взрослого (эхолалия, либо не проявляет понимания обращенной речи.
Педагогическая характеристика воспитателя на ребенка аутиста 1 класс
Проявляет рассеянное внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Особенности мышления:
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь воспитателя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Особенности поведения:
Имеют место нарушения поведения. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным, сверстникам.
Они ограничиваются знанием членов семьи, своего имени (отзывается на имя), элементарных предметов ближайшего окружения. Частично знает (выделяет) предметы по лексическим темам. Познавательные интересы и любознательность на низком уровне.
Навыки самообслуживания сформированы частично.
В общем моторном облике мальчика отмечаются нарушения координации движений, затруднения в имитации движений взрослого, возбудимость, стереотипии; моторно неловок. Мелкая моторика развита слабо, ведущая рука при выполнении заданий – правая.
Экспрессивная речь не сформирована, воспроизводит отдельные звуки и звукокомплексы. Обращённую речь понимает частично, выполняет отдельные речевые инструкции, используя помощь педагога.
Дети включены в трудовую деятельность семьи.
Воспитывается ответственное и добросовестное отношение к учёбе. В семье строго соблюдается режим, способствующий успешной учебе детей. Осуществляется постоянный контроль за учёбой детей.
Родители учат соотносить духовные и материальные ценности в семье, учат умению соразмерять свои потребности с возможностями.
Детей приобщают к культурным ценностям семьи. Семье В. присущи традиции в праздновании дней рождения взрослых и детей, воспитывается уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Детям прививаются навыки гостеприимства.
Родители являются достойным примером для подражания своим детям. Семья ведёт здоровый образ жизни.Не умеет соединять предметы, состоящие из 2-3 частей.
В аппликации создает сюжет с помощью взрослого из готовых фигур, самостоятельно их наклеивает, но не аккуратно, на листе бумаги не ориентируется. Ножницы держит правильно.
Физическое развитие. Движения рук и ног скоординированы. Основные движения старается выполнять самостоятельно, иногда с небольшой помощью взрослого.
Сопоставляет свои движения с движениями других детей. Иван с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения. Активно включается в подвижные игры. Не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе.
Музыкальная деятельность. По настроению проявляет интерес к музыкальным произведениям, часто отвлекается, мешает детям. Музыкально — ритмические движения выполняет, но не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе.
Игровая деятельность.
Совместная игровая деятельность со взрослым не продолжительна, и содержит малый перечень манипуляций с предметами — заместителями.
Например, в сюжетно ролевой игре со взрослым «Угостим куклу чаем», София подходит на несколько секунд к играющим, берет чашку и производит несложное действие с ней, тут же отходит и полностью переключается на другой вид деятельности.
Игровые действия с детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Совместные игровые манипуляции со сверстниками София может выполнять только при помощи взрослого. Например, воспитатель предлагает построить дорогу из яркого конструктора в совместной деятельности, просит Софию подать деталь конструктора «Lego».
София подает воспитателю деталь.
Ниже пример того, как их поведение может выглядеть. Характеристика написана для представления в МСЭ. Написать характеристику на ТПМПК, МСЭ, другие организации можно, применяя перечисленные выше признаки ребёнка-аутиста.
Пример характеристики ребёнка-аутиста
Психолого-педагогическая характеристика
Фамилия, имя – дата рождения, проживающего по адресу …, посещающего … с (дата).
Посещает первую младшую группу (дети от 2 до 3 лет). Наблюдается педагогами и психологом с момента зачисления.
Результаты наблюдения
Адаптировался трудно.
После ухода матери продолжительно кричал. Мать принесла его любимое полотенце, только укрывшись которым с головой мальчик успокаивался. Успокаивается также, кружась вокруг себя.
Дневной сон поверхностный, короткий, сопровождающийся криком и плачем при пробуждении.
Важно
Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.
Описание других черт характера ребенка
В составленном педагогом документе, описывающем уровень и степень развития личности, должна быть указана работоспособность ребенка, реакция на замечания и требования, умение управлять своим поведением, особенности характера (скромный, тихий, импульсивный и проч.).
Описание личности дошкольника должно отражать и состояние психофизических процессов: внимание (устойчивое или нет), способность к концентрации, переключаемость, восприятие явлений (соответствует или нет возрасту), временные представления малыша, развитие памяти и словесно-логического мышления.
Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя обязательно датируется.
На последней страничке ставится подпись педагога.
Просьбы воспитателя по наведению порядка в группе София воспринимает не сразу (она как бы отсутствует). Для того чтобы она обратила внимание на слова педагога и начала выполнять указания, необходимо взять ее за руку подвести, показать, положить в руку игрушку и вместе с Софией отнести ее на место. При этом нужно многократно повторить просьбу и осуществлять контроль её выполнения.
На занятиях наблюдается неустойчивость, избирательность внимания; повышенная утомляемость, работоспособность резко снижена (усидчивость 2-5 минут).
На занятии мальчик часто вскакивает с места, проявляет чувство тревоги, паники. Помощь использует избирательно. Наблюдаются стереотипные действия: машущие движения шнурками, верёвками.
Особый интерес мальчик проявляет к конструктивной деятельности.
Дата: __________ Логопед: ___________
Педагогическое представление
Внешний вид
Ваня аккуратен, опрятен; мать следит за состоянием внешнего вида ребёнка.
Отношение родителей
Ребенок из неполной семьи.
Наталья Иванова Вариант написания психолого-педагогической характеристики на ребенка с РАС
Характеристика обучающегося
ФИО ребенка, год рождения
группа
Общие сведения:
— дата поступления в ДОП,
— состав семьи мама – ФИО, папа – ФИО, ребенок; ФИО
— программа обучения:
— форма обучения – очная
— получал ли коррекционно-развивающую помощь педагога-психолога, уч. -логопеда
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОО:
1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.
Эмоционально-личностное своеобразие отношений:
-специфика отношений со взрослыми, сверстниками
Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период.
Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.
11.
Не пользуется жестами «да, нет», указательным жестом. В самостоятельной речи преобладает громкий крик, трудно интерпретируемый. Вокализации, предшествующие речи, отсутствуют.
Игра отсутствует, имеют место не осмысленные манипуляции предметами.
Для игры предпочитает не игровые предметы. Навыки социального поведения отсутствуют.
дата
Воспитатель МДОУ № Заведующий МДОУ №
Надо ли лечить ранний детский аутизм?
С возрастом дети-аутисты приобретают простые навыки общения и поведения, но всё равно выбирают одиночество.
Каждый случай аутизма индивидуален. Заболевание может иметь или большинство перечисленных симптомов или определённые особенности поведения и речи. Тяжесть заболевания тоже бывает разной.
Именно за это любит своего воспитателя.
Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.
Психолог МДОУ №___: __________________
Заведующая дошкольным учреждением №___: ___________________
Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу
1-й вариант
ФИО, дата рождения, адрес ______________
Воспитанника ДОУ № _______, группы № ________
Дата поступления в ДОУ ______________
1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.
2. Запас сведений об окружающем ______________
3.
Ребенок не может довести начатое дело до конца без сопровождения взрослого и его непосредственного напоминания о выполнении задания.
Прощается и здоровается София при помощи жестов. Речь Софии не развита, невнятна, практически непонятна для окружающих. С трудом ее речь распознается взрослыми, проводящими с ней большую часть времени.
Иногда, испытывая потребность в эмоциональном контакте со взрослым, может подойти взять руками лицо взрослого и подтянуть к себе, таким образом сосредоточивая его взгляд и все его внимание на себе.
У ребёнка недостаточно развита координация движений, о чем свидетельствует немного неуклюжая походка, при этом София может совершать действия очень быстро, практически молниеносно. Темп деятельности неравномерный.
Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас:
Инвалидность при аутизме у детей: группа, оформление, пенсия
Здравствуйте, уважаемые наши читатели! К сожалению, сегодня все больше детей рождается с отклонениями здоровья. И нередко такие отклонения заставляют их родителей оформлять инвалидность. Данный материал посвятим вопросу получения ребенком инвалидности при аутизме. Узнаем, при каких обстоятельствах ее можно получить и какие именно документы нужно будет собрать.
Является ли аутизм инвалидностью: что говорит закон?
Законодательством нашей страны рассматривается много вопросов, касающихся инвалидности. Аутизм, согласно нормам законодательства, является заболеванием, при котором можно получить инвалидность.
Под инвалидностью стоит понимать нарушения у человека (либо у ребенка) физического или психического здоровья. Проблемы когнитивного плана тоже сегодня позволяют получить инвалидность.
Но для этого медкомиссия должна убедиться в невозможности человека:
- обслуживать себя самостоятельно;
- контролировать поведение;
- обучаться;
- зарабатывать средства на жизнь.
Важно! Если человек страдает от аутизма, статус инвалида далеко не всегда присваивается при этом заболевании.
Есть ли смысл в оформлении инвалидности?
Если семья, в которой растет проблемный ребенок, не испытывает финансовых трудностей, то государственная помощь в виде денежных выплат и льгот ей может и не понадобиться. Но если же финансовые проблемы имеют место быть, отказываться от оформления инвалидности не стоит.
Отдельного внимания заслуживает вопрос реабилитации. Не каждый ребенок-аутист нуждается в опеке. Родителей в первую очередь должно интересовать не оформление инвалидности, а занятие вопросом реабилитации и ранней диагностики наметившихся отклонений.
С иной стороны, вопрос инвалидности тоже откладывать не стоит, так как финансовая помощь поможет пройти не один полный санаторный курс лечения. Кроме того, ухаживающий за ребенком-инвалидом родитель сможет получать ежемесячную финпомощь.
К сведению! Статус ребенка-инвалида не подразумевает в обязательном порядке посещения особого детсада либо спецшколы. По мере улучшения состояния малыша, он может пройти медкомиссию и даже лишиться имевшейся ранее инвалидности.
Какую сумму платят при условии оформления инвалидности по аутизму?
Законодательство нашей страны установило, что родители (либо опекуны) ребенка-инвалида могут получать 10 000 рублей.
Какие преимущества дает оформление статуса «ребенок-инвалид»?
Родители, столкнувшись с отклонениями аутистического характера у своего ребенка, иногда отказываются оформлять инвалидность, беспокоясь, что клеймо аутиста ляжет на всю оставшуюся жизнь их чада.
Эксперты спешат развенчать этот миф, утверждая, что выданный документ никто не будет видеть. При этом он дает право на получение неплохой денежной помощи. Эти средства пригодятся для профессионального лечения малыша.
Кроме того, после достижения ребенком своего совершеннолетия название диагноза будет изменено.
Если инвалидность относится к аутизму, то кроме получения денежной дотации, она позволит ребенку от государства получать ряд существенных льгот. Малыш сможет:
- попасть в дошкольное учреждение вне очереди;
- ходить в сад на бесплатной основе;
- посещать сад с логопедическим направлением;
- получать бесплатно лекарства и иметь возможность курортного бесплатного лечения;
- получать в учебном заведении книги бесплатно;
- учиться в домашних условиях;
- бесплатно обучаться профессии;
- посещать врача вне очереди;
- получать определенные документы бесплатно;
- иметь скидку в 50% при оплате услуг ЖКХ;
- бесплатно пользоваться транспортом общественного типа;
- иметь 50% скидку на сезонный проезд на всех видах транспорта;
- обслуживаться в поликлинике вне очереди;
- получать помощь от работников соцслужб в вопросах социальной либо психологической реабилитации.
Мать тоже получает ряд привилегий. Работодатель обязан будет дать ей отпуск в летнее время. Кроме того, он не сможет уволить маму проблемного ребенка без ее согласия.
Но такие привилегии будут действительными при условии, что мама отнесет на работу официальную справку об инвалидности своего чада.
Еще родительница сможет получать четыре дополнительных дня отпуска в месяц для ухода за ребенком с отклонениями и получать скидку в 50% за оплату интернет-услуг (но такую скидку дают только некоторые интернет-провайдеры).
К сведению! Выше были перечислены не все льготы и финвыплаты, которые полагаются матерям и детям при инвалидности, полученной по причине аутизма. Подробный перечень льгот нужно уточнять родителям проблемного ребенка в органах соцзащиты по месту своего проживания.Инвалидность для малолетних лиц с аутизмом в России теперь дают на 5-летний период Согласно Постановлению правительства РФ №339 за 2018 год детям, у которых при первичной диагностике был выявлен аутистический спектр отклонений, присваивается инвалидная группа на 5 лет. Она может продлеваться до 18-летнего возраста.
Какая группа инвалидности присваивается при аутизме детям?
В приказе Минтруда № 1024н за 2015 год четко определены критерии, по которым устанавливается группа инвалидности. Там сказано, что ориентируется группа инвалидности на степень выраженности стойких отклонений работы организма в пределах от 40 до 100%, связанных с болезнями, травмами и дефектами, ограничивающими трудоспособность человека.
Существует 4 степени отсталости ума, точно определив которую, ребенку будет установлен диагноз и выдана инвалидность:
- глубокая (IV) – полное отсутствие ума (идиотия);
- тяжелая (III) — IQ 20—34% (тяжелая умственная субнормальность);
- умеренная (II) — IQ 35 – 49% (имбецильность);
- легкая (I) — IQ 50 – 69% (дебильность).
Критерием для присвоения 1 группы инвалидности должна наблюдаться стойкость отклонений ума в пределах 90 – 100%.
Критерием для присвоения 2 группы инвалидности является степень умственных нарушений в пределах 70 – 80%.
Критерием для присвоения 3 группы инвалидности становится стойкость умственных отклонений в пределах 40 – 60%.
Ребенку статус «инвалида» назначается тогда, когда фиксируется II, III или IV степень ярко выраженной стойкости отклонений в умственных способностях.
Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом?
Присвоение инвалидности, несмотря на диагноз, выполняется по строгим правилам, разработанным на государственном уровне. Выглядит этот сложный многоэтапный процесс так:
- Больной ребенок вместе с родителем обращается в местную поликлинику к педиатру за установлением диагноза. В случаях, когда в медучреждении профильного специалиста не оказывается, выдается направление в областное медучреждение.
Внимание! Направление на комиссию МСЭ с диагнозом аутизм выдает психолог.
- Лечащий врач назначает ребенку прохождение МСЭ. Несовершеннолетнему гражданину нужно будет посетить многих врачей. Кроме того, малышу придется пройти некоторые инструментальные и лабораторные исследования. Экспертиза проводится в одно время с инструментальными и лабораторными исследованиями. Поэтому все обследования нужно пройти вовремя.
- С полученными результатами обследований необходимо явиться к лечащему врачу. По полученным показателям он готовит медицинскую документацию для посещения комиссии МСЭ.
- С полученной документацией в намеченное время родителю с ребенком следует явиться на комиссию.
- Врачебная комиссия предоставляет документ о присвоении ребенку инвалидности и прикладывает к нему план реабилитации.
- С выданными документами следует пойти в Пенсионный фонд, где будет предоставлено официальное пенсионное удостоверение. В отделе соцзащиты оформляются все пособия, в учреждении соцстраха оформляется ИПР.
К сведению! Телефоны перечисленных учреждений следует взять у врачебной комиссии.
Документы, требуемые для установления инвалидности
В перечень бумаг, которые затребует медкомиссия для присвоения инвалидной группы по аутизму, входит:
- Заявление, написанное родителем/законным опекуном о желании проведения медэкспертизы.
- Документ, подтверждающий рождение ребенка (если ребенку больше 14 лет, он должен будет предоставить паспорт).
- Направление (форма 088/у-06) от врача психолога.
- Медицинские документы, подтверждающие наличие у ребенка проблемы со здоровьем.
- Характеристика на ребенка, если им посещается детский сад или школа. В случаях, когда ребенок находится под домашним присмотром родителей/опекунов, характеристика не нужна.
Здесь вы можете скачать образец заявления на прохождение медико-социальной экспертизы в формате ворд
Как продлить срок инвалидности?
Для этой цели потребуется повторное переосвидетельствование. Оно выполняется по выше описанной схеме. К документам дополнительно прикладывается решение предшествующей комиссии (розовая справка).
Как квалифицируется инвалидность при аутизме в совершеннолетнем возрасте?
По достижении 18 лет меняется формулировка диагноза «аутизм». С давних времен повелось, что предыдущий термин заменяли на «расстройство личности», «умственная отсталость» или «шизофрения». Такой факт присутствовал до 2015 года, пока не был установлен официальный код заболевания.
Сегодня заболевание уже получило код, и взят он из Международной классификации болезней. В детском возрасте аутизм числится под кодом F84.0, для взрослых применяется код F84.1 (атипичный аутизм), обозначающий общее нарушение развития.
Признаки ребёнка-аутиста
: 5 / 5
До 90-х годов такой диагноз ставили редко. Сейчас некоторые психиатры считают, что избыточно часто. Имеет место гипердиагностика.
Некоторым малышам свойственны аутистические признаки, но это вовсе не означает, что они больны аутизмом. Просто такой характер. Аутистические симптомы в этом случае временные и проходят с возрастом.
Признаки и симптомы аутизма
Однако заболевание «аутизм» есть и диагноз ставит специалист медицинского профиля. В данном случае специалист – психиатр.
Аутизм – врождённое заболевание. Определить его в раннем возрасте трудно, но начальные признаки грамотный специалист заметит примерно с 3 месяцев, а родители с 1,5-2 лет. У врачей имеются специальные тесты для определения заболевания.
Признаки аутизма зависят от возраста. По ним выделяются 4 группы:
- ранний аутизм (у деток до 2 лет),
- детский аутизм (2-11 лет),
- подростковый аутизм (тинейджеры 11-18 лет)
- аутизм взрослых.
Симптоматика раннего аутизма
Социальное поведение
- Малыш предпочитает находиться в одиночестве.
- При обращении конкретно к нему не смотрит в глаза или смотрит как будто сквозь тебя.
- Часто не любит прикосновений к себе.
- Реакция на мать: или не обращает внимания, или не выдерживает даже её кратковременное отсутствие.
- Не подражает взрослым (хотя по возрасту должен быть «обезьянкой»)
- Реакции ребёнка на различные раздражители непредсказуемы.
- Выбирает в качестве игрушек неигровые предметы: верёвочки, блестящие тряпочки, предметы мебели и проч.
Коммуникация
- Малыш или имеет речевую задержку (говорит мало, коротко, неохотно), или мы видим в речи регресс: речь была приемлемого качества, затем ребёнок стал говорить меньше и меньше.
- Малыша не интересует окружающий мир. Он не проявляет любопытства, не задаёт вопросов.
- Ребёнок никогда не улыбается в ответ.
- Не реагирует, когда его о чём-то просят, не поддерживает разговор (или делает это крайне неохотно).
- Не любит игры с детьми и взрослыми. Обычно в одиночестве манипулирует не игровыми предметами.
- В речи присутствуют эхолалии, т. е. ребёнок механически повторяет услышанную фразу. Говорит о себе в третьем лице.
Стереотипность (монотонность) поведения
- Склонен постоянно повторять одни и те же простые движения (крутить верёвочку, ходить или бегать по кругу и др.).
- С огромным трудом привыкает ко всему новому: действиям, вещам, людям, местам и проч.
- Привержен распорядку дня.
- Избирателен в еде, долго не умеет жевать.
Дети с раним детским аутизмом посещают дошкольные учреждения. Ниже пример того, как их поведение может выглядеть. Характеристика написана для представления в МСЭ. Написать характеристику на ТПМПК, МСЭ, другие организации можно, применяя перечисленные выше признаки ребёнка-аутиста.
Инвалидность при аутизме — оформление инвалидности ребенку аутисту: советы от ABA
Многие родители не желают оформить инвалидность ребенку-аутисту из-за собственных предубеждений, считая статус инвалида неким «клеймом» или «приговором» для малыша. На самом деле ситуация обстоит далеко не так трагично, ведь полученную справку совсем не обязательно показывать всем и каждому, а инвалидность по аутизму у ребенка не предполагает посещения только спецсада или спецшколы.
К тому же официально оформленная инвалидность дает право на получение различных льгот и государственной финансовой помощи, которая станет не лишним материальным подспорьем для лечения ребенка. В случае улучшения его состояния инвалидность вполне может быть снята.
В этой статье мы детально рассмотрим механизм получения статуса инвалида ребенком с диагнозом «аутизм», а также правила продления срока нетрудоспособности и льготы, предоставляемые государством детям-инвалидам и их родителям.
Дают ли инвалидность детям с аутизмом?
До 2014 года самым распространенным основанием для оформления детской инвалидности были различные врожденные аномалии и пороки. В настоящее время «лидирующее» место заняли психические и поведенческие расстройства, включая РДА (ранний детский аутизм). Инвалидность по расстройствам аутистического спектра с марта 2018 г.
стала устанавливаться либо на 5-летний срок (минимум), либо бессрочно, до достижения ребенком 18-летнего возраста (см. постановление № 339 правительства РФ).
Ранее минимальный срок составлял 1 год, а постановление о его увеличении было принято в связи со сложностями прохождения аутистами ежегодных медкомиссий для подтверждения статуса.
Основными «кандидатами» на получение статуса инвалида по аутизму являются дети с выраженными и стойкими изменениями психики, поведения, когнитивных способностей. Хотя проходить соответствующие освидетельствования могут и взрослые аутисты.
Главные критерии для присвоения инвалидного статуса подразумевают невозможность:
- самообслуживания;
- самостоятельной жизни в социуме;
- самоконтроля;
- обучения;
- оплачиваемой трудовой деятельности.
Статус инвалида не дается аутисту «автоматически» – он может быть установлен только после комплекса обследований и наблюдения в динамике. То есть, если ребенок имеет диагноз «РДА легкой степени» и при этом вполне адаптирован к социальной жизни, статуса инвалида он не получит.
Обычно аутистическая инвалидность присваивается ребенку лишь после того, как он пройдет определенное лечение под наблюдением специалиста, и это лечение не поможет.
Лишь в этом случае доктор может убедиться в выраженной стойкости расстройств функционального развития, не поддающихся «классической» коррекции.
Пациент должен будет пройти терапию, в процессе которой врач сможет установить степень его умственной отсталости, выражающуюся в процентах. Если этого не сделать – определение группы инвалидности будет невозможным.Также медицинская комиссия не присвоит ребенку статус инвалида если диагноз «аутизм» будет поставлен без предварительных наблюдений и терапии, поскольку в этом случае невозможно оценить степень стойкости заболевания.
Стоит ли оформлять инвалидность по аутизму?
Если состояние здоровья ребенка-аутиста соответствует условиям установления инвалидности, то оформить ее, разумеется, стоит. Причитающаяся «официальному» инвалиду материальная помощь от государства не будет лишней даже в семье, не испытывающей финансовых затруднений.
Даже если аутичному малышу не требуется опека, ему обязательно нужна адекватная диагностика, эффективная реабилитация и хорошая корректирующая терапия.
Денежная помощь, положенная как самому ребенку-инвалиду, так и ухаживающему за ним родителю, позволит обеспечить для малыша более качественное лечение и питание, попробовать новые терапевтические методики.
То есть инвалидная справка не означает, что ребенок стал «не таким, как все» – она означает только то, что ребенок получит дополнительные возможности компенсировать имеющиеся дефицитные состояния и быстрее преодолеть проблемы со здоровьем.
К слову, этот статус не предполагает никаких ограничений относительно выбора детсада или школы. В дальнейшем, если состояние ребенка улучшится и это будет подтверждено соответствующей медкомиссией, инвалидность можно будет снять.
Какая группа инвалидности при аутизме у детей
Группа инвалидности при аутизме определяется в соответствии со степенью нарушений органических функций в пределах 40–100%. Эти нарушения могут быть связаны с заболеваниями, последствиями травм и различными дефектами, которые ограничивают трудоспособность.
Умственная отсталость (УО), по которой для ребенка будет устанавливаться окончательный диагноз и инвалидность, в зависимости от интенсивности проявлений делится по четырем степеням:
Степень УО | IQ (коэффициент интеллекта) | Диагноз |
глубокая (IV) | полное отсутствие ума | идиотия |
тяжелая (III) | 20—34% | тяжелая умственная субнормальность |
умеренная (II) | 35 – 49% | имбецильность |
легкая (I) | 50 – 69% | дебильность |
Инвалидность присваивается только если диагностирована II, III или IV степень УО. |
Группа присваивается на основании такого критерия, как стойкость умственных отклонений (считается в процентах):
Группа | Стойкость отклонений ума |
1 | 90 – 100% |
2 | 70 – 80% |
3 | 40 – 60% |
Материальная помощь при оформлении инвалидности аутисту
Официально оформленная инвалидность при аутизме у детей дает право на получение государственной материальной помощи. А именно:
- минус 50% на стоимость услуг ЖКХ;
- минус 50% на стоимость сезонного проезда на всех видах транспорта;
- бесплатный проезд общественным транспортом;
- бесплатные: медикаменты, посещение детсада, санаторно-курортная выездная реабилитация, посещение государственных музеев, зоопарков и т. д.
Какие преимущества дает оформление инвалидности?
Инвалидность для детей-аутистов предполагает получение не только денежных дотаций, но и различных социальных льгот, таких как:
- право попасть в детсад без очереди (в том числе в логопедическую группу или сад);
- право посещать врачей без очереди;
- право на домашнее обучение;
- право на бесплатное обучение профессии и др.
Работающая мама малыша-инвалида получает отпуск летом. Предоставив справку об инвалидном статусе ребенка, можно продлить отпуск на 4 дня. Также маму нельзя уволить без ее согласия (за исключением случаев трудовых нарушений с ее стороны), сократить, перевести в другой филиал.
Если родители инвалида живут в квартире или доме, которые находятся в плохом или аварийном состоянии, им должна быть предоставлена возможность обеспечения жильем с более подходящими для ребенка условиями.
С более полным списком льгот можно ознакомиться на сайте Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ). Различные дополнительные сведения, касающиеся льгот и преференций, родители должны уточнять в учреждениях соцзащиты своего города.
Региональная общественная организация (РОО) «Контакт» уже занимается созданием электронной карты, отражающей основные алгоритмы получения помощи для маленького аутиста в разных регионах, городах и отдельных районах крупных городов.
Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом
Документ оформляется через медико-социальную экспертизу (МСЭ) без стационара. Все необходимые обследования можно проходить амбулаторно.
Перед тем, как оформить инвалидность по аутизму у ребенка, заранее внимательно ознакомьтесь с последовательностью необходимых действий, чтобы избавить себя и малыша от лишних трат времени и нервов. Установленный в РФ порядок оформления будет таким:
- обращение в клинику по месту жительства для постановки диагноза. Обращаться нужно к неврологу или детскому психиатру. Если в вашей больнице нет профильного врача, нужно взять направление в областную клинику;
- выдача специалистом направления на прохождение МСЭ. Кроме того, врач должен назначить прохождение различных анализов, лабораторных и инструментальных исследований, посещение других специалистов;
- еще одно посещение лечащего врача, который выдаст направление на МСЭ – уже с результатами комплексного обследования;
- прохождение комиссии МСЭ. Комиссия изучает подготовленные доктором документы, присваивает соответствующую группу инвалидности и рекомендует определенный план реабилитации;
- получение пенсионного удостоверения. Чтобы получить его, необходимо посетить Пенсионный фонд и предоставить там документы, выданные на комиссии МСЭ. Оформление пособий осуществляется в отделе соцзащиты, а оформление ИПР (индивидуальной программы реабилитации) – в учреждении социального страхования.
Отметим, что психиатр или невролог может назначать ребенку дополнительные обследования или тестирования. Проведение всех этих процедур должно быть четко обосновано врачом, чтобы родители понимали их необходимость.
Параллельно можно оформить статус аутиста как ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Обследования для получения статуса «ребенок с ОВЗ» практически идентичны обследованиям для получения статуса «ребенок-инвалид», только в МСЭ обычно предоставляется больше данных.
Чтобы получить статус ОВЗ, достаточно будет предоставить в ПМПК лишь подтвержденный основной диагноз и оценку степени интеллектуальных нарушений.В случае, если помимо них имеются и какие-либо прочие нарушения – их тоже следует указать в справке (форма 297).
Отличия статусов инвалида и ребенка с ОВЗ состоят в следующем:
- в ИПР, выданной МСЭ просто указано, что ребенку необходимы специальные образовательные условия (без подробностей);
- в заключении ПМПК эти условия подробно расписаны, а потому данный документ является основным для детсада и школы.
Заключение ПМПК может увеличить шансы того, что ребенка с аутизмом не «вытолкнут» из школы на надомное обучение или не поставят автоматом диагноз «умственная отсталость», чтобы не разрешить ему учиться вместе с другими детьми.
Перечень документов для оформления инвалидности для детей аутистов
Пакет документов должен состоять из:
- заявления от родителя (опекуна) о желании провести медико-социальную экспертизу;
- свидетельство о рождении (если ребенок маленький) либо паспорт;
- направление, оформленное лечащим врачом при подаче документов на комиссию (форма 088/y-06);
- документацию, подтверждающая наличие отклонений по здоровью у ребенка;
- психолого-педагогическую характеристику на ребенка, выданную в детском саду или школе, которые он посещает. Если же аутенок «домашний», это следует указать отдельно – тогда характеристика не потребуется.
Преимущества записи на курсы АВА-терапии
Если вы воспитываете аутенка, в процессе воспитания у вас закономерно возникают сотни вопросов, которые не задал бы родитель нейротипичного малыша.
Например – слышит ли меня мой ребенок, слушает ли? Как лучше установить с ним контакт – при помощи слов или, наоборот, только молча? И так далее.
Связь аутичных детей с матерями далеко не всегда устанавливается сама собой, а потому родителям нужно обучаться специальным методикам, которые будут помогать им не только общаться со своими малышами, но и обучать их, социализировать, играть с ними и т. д.
Методика АВА (Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения) разработана как раз для налаживания контакта с маленьким аутистом, решения разных бытовых проблем, работы с поведением и проработки множества прочих вопросов, ежедневно возникающих у родителей. Например, при помощи АВА можно приучить малыша к горшку, приспособиться к пищевой избирательности, научить глазному контакту, справиться со стереотипиями, стимами, эхолалией и т. д.
Минимальный объем коррекционных занятий для достижения видимого результата составляет 20 часов в неделю (а еще лучше – 30 или больше).
Но постоянно водить ребенка куда-то для того, чтобы он получил качественную психолого-педагогическую помощь – затратно и утомительно, как для родителя, так и для самого ребенка.
Оптимальным выходом станет предоставление этой помощи самими родителями в течение каждого дня и каждого часа жизни малыша.
Разумеется, походы к специалисту тоже должны присутствовать в расписании на неделю. Но, если специалист делает что-то одно, а дома делается абсолютно другое – положительного результата можно не ждать.
В коррекционной работе должна участвовать вся семья аутичного ребенка, а не только специалист.
Именно поэтому настолько высоко востребованы курсы дистанционного обучения АВА-терапии – после прохождения онлайн-обучения родители сами становятся специалистами и начинают оказывать малышу ежедневную профессиональную помощь, со знанием дела адаптируя его к нормальной жизни в социуме.