Развитие института гражданства в российском законодательстве
Развитие института гражданства в российском законодательстве
20 сентября 2020 года Институт развития гражданского законодательства приглашает в ресторан «На Шаболовке» на первый Юридический стендап. Более 100 успешных юристов их партнеров и клиентов соберутся, чтобы послушать и обсудить кейсы признанных экспертов и рассказчиков юридического сообщества. Cбор гостей в 19:00, начало в 20:00.
- комедия и практика – признанные ораторы юридического сообщества расскажут о парадоксальных фактах и нетривиальных задачах с которыми им пришлось столкнуться при ведении дел;
- свободный микрофон – у кого хватит историй и смелости, сможет дерзнуть конкурировать со спикерами основной программы;
- живая музыка;
- безлимитный кран с пивом для всех участников!
Институт гражданства в российском праве
Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации. Правовая основа гражданства на современном этапе. Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства. Сравнительно-правовой анализ института гражданства РФ и зарубежных стран.
Понятие и правовое регулирование положения населения. Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения. Сущность двойного гражданства. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища и международная защита прав беженцев.
Развитие института гражданства в России
6. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами России. Такой принцип вытекает из права человека свободного избрать место жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ст. 27 Конституции РФ).
Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.
1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели
Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами).
Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении.
Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.
На основании ст. 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР. Он вступил в силу 1 июля 1979 г. Хлестова внутригосударственного И.О. Соотношение международного Российской и права и Конституция Федерации Журнал российского права. 2020. 12
Становление и развитие института гражданства РФ
3. Допущение возможности по ходатайству гражданина иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Недопустимость ущемления в правах таких лиц;
1. Сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР.
Хотя закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик.
Однако республиканское законодательство состоялось лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;: Сколько положено квадратных метров на человека в москве
Напомним, что в Законе РФ 1991 г.
гражданство определялось как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Сейчас, закрепляя понятие гражданства, законодатель ограничился лишь первой частью этого определения, видимо посчитав для государства неудобным находиться в состоянии ответственности перед своими гражданами.
Удивительно, но получается, что в результате всех многотрудных, прямо выстраданных народом демократических переустройств мы пришли к тому, как показывает новый закон о гражданстве, что государство не очень-то хочет, чтобы правовые отношения России с человеком по вопросам гражданства по-прежнему формировались на основе признания и уважения достоинства, основных прав и свобод личности.
Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно.
Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст.2 Конституции РФ высшей ценностью.
Также, Манифест от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий»16 (далее — Манифест 1807 г.), запрещал иностранцам, которые не присягнули на вечное подданство, вступать в гильдии, т. е.
присяга на подданство, становилась для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Сенатский указ от 27 мая 1807 г. «О предоставлении иностранцам права вступать в вечное России подданство и записываться в купечество» устанавливал достаточно сложный порядок принесения присяги.
Согласно закону иностранцы, находящиеся в столице и изъявлявшие желание поступить на службу в гильдии, обязаны были прибыть в Министерство коммерции и подать заявление о желании вступить в вечное подданство. Государственный орган после надлежащего изучения сведений об иностранцах представлял Сенату заключение о допущении их к присяге в Губернском правлении.
В других же местностях данные обязанности выполнялись губернаторами, которые представляли свои заключения Сенату. Соответственно, принятие в подданство Манифестом 1807 г. контролировалось Правительствующим Сенатом. Но после первой четверти XIX в.
приведение к присяге осуществлялось в присутствии представителей губернских правлений и только по распоряжению данных органов после получения необходимых сведений о поведении иностранцев. В дальнейшем иностранцам было разрешено принимать присягу в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте.
Предоставление вышеупомянутого права означало, что государство не считало нужным осуществлять централизованное руководство и надзор за делами о натурализации иностранцев. Исходя из этого, получалось, что большинство иностранцев, «неопороченных по суду» могли вступить в русское подданство. Это объяснялось тем, что законодательство до 1864 г.не считало натурализованного иностранца, таким же подданным, как подданный по рождению. Вследствие чего между подданством, приобретаемым с помощью натурализации, и прирожденным подданством существовало ярко выраженное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным.
При этом, он имел права, которых был лишен прирожденный подданный, но лишен тех прав, которыми обладал подданный прирожденный. Реальное же уравнение натурализованных иностранцев с прирожденными подданными относительно прав было установлено законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства». Конституционное право зарубежных стран: Общая часть : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. 3-е изд. М., 1999. — С.67
Правовые нормы, составляющие институт гражданства современной России, содержатся в различных нормативных правовых актах: Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, а также в нормах международного права.
В первую очередь вопросы гражданства определяется Конституцией, которая устанавливает порядок, согласно которому гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон о гражданстве. С его принятием начался современный период в развитии института гражданства РФ.
Закон подразумевает под гражданством России (ст. 3) устойчивую правовую связь человека со своей страной, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. В ч. 1 ст. 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства, в связи с тем, что законодательство республик, которые входят в состав России, устанавливает гражданство данных субъектов.
Конституцией провозглашается принцип равного гражданства в независимости от способа его приобретения. Иными словами, проживание гражданина РФ заграницей не изменяет его гражданства.
Как заключение, так и расторжение брака нашего гражданина с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, тоже не влечет за собой изменения гражданства, соответственно и изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Конституционное право зарубежных стран: Общая часть : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. 3-е изд. М., 1999. — С.111-112
: Как считается отличие от рыночной цены[4] Российская Федерация подписала данную Конвенцию (распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. № 456-рп). Письмом Президента РФ от 30 ноября 1998 г . № Пр-1560 эта Конвенция была внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ, но до настоящего времени не ратифицирована.
6. Понизова Е.В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина // Административное и информационное право (сосгояние и перспективы развития). Сборник статей по материалам шестого «круглого стола» «Лазаревские чтения». М., АПУ, 2004. (0,5 п.л.).
Развитие института гражданства в Российском законодательстве
Появление и использование термина «гражданство» в советской России и во всем мире связана с изменением парадигмы взглядов во взаимоотношении отдельно взятой личности и государства, в котором эта личность проживает.
Если подданство рассматривалось как принадлежность и верность монарху, то гражданством, напротив, считалось элементом не принадлежности человека другому субъекту (государству или монарху), а его участие в деятельности этого субъекта, участие в коллективном волеизъявлении народа и страны.
С приходом большевиком к власти в первых же декретах начинает использоваться термин «гражданин». Утверждается специальный декрет, который уравнивает в правах всех граждан страны независимо от сословной принадлежности. Устанавливается одно наименование для всех жителей страны — гражданин.
Становление и развитие института гражданства в России
Трудность понимания такого явления, как гражданство, заключается в том, что оно, такое простое на первый взгляд, на самом деле является сложным и многогранным. Более того, в этом заключается его природа.
Гражданство может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирожденным и приобретенным. Гражданство может быть почетным. Его можно предоставить, пожаловать, лишить, утратить. Гражданство некоторых стран можно купить.
Как правило, гражданство определяется в виде связи индивида с государством, но очевидно, что в то же время оно представляет собой и определенное состояние общества.
Методологической основой настоящего исследования выступил системный, комплексный подход к анализу государственно-правовых явлений Российской Федерации, вопросов становления института гражданства Российской Федерации. Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются универсальные общенаучные методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, моделирования и другие методы.
Очевидная опасность заложена в теории «функционального гражданства», обосновывающей подобные решения. Авторы теории утверждают, что кроме обычного гражданства существует гражданство, устанавливаемое для конкретных потребностей.
Для урегулирования отношений в области международного частного права и в сфере межгосударственных отношений вред этой теории несомненен.
Вместе с тем устанавливаемая государством правовая связь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на его территории, прекращается, как только они покидают его пределы.
Что касается социальной связи между гражданами, государством и обществом, то она сохраняется на территории других государств, будучи универсальной и глобальной.
Наличие различных подходов к определению понятия гражданства объясняется периодически происходящими в его содержании изменениями, связанными с конкретно-историческими условиями развития общества и государства.В частности, советские ученые- юристы подчеркивали классовый характер и обусловленность гражданства существующими в обществе экономическими отношениями; исследовали теоретические основы гражданства, указывая на то, что сущность и содержание гражданства зависят от типа государства, определяемого формационной и цивилизационной парадигмой.
Изучение и анализ становления, формирования и развития института гражданства в России, характер его современного конституционно-правового регулирования, вопросы приобретения и прекращения гражданства представляют теоретический и практический интерес, что свидетельствует об актуальности проблем, обусловившей выбор темы диссертационного исследования. Необходимость в комплексном исследовании российского законодательства в области гражданства вызвано его существенными изменениями, учитывающими как внутренние политико-правовые, экономические, так и международные реалии. Принятый в 2002 г . Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» свидетельствует о стремлении к укреплению российской государственности и сбалансированном сочетании интересов государства с правами и свободами человека.
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования, а также сделанные выводы и рекомендации прошли апробацию в научной и преподавательской сферах.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях сектора теории конституционного права Института государства и права РАН (Москва, ул. Знаменка, д.
10), докладывались на научно-практических конференциях и «круглых столах», посвященных проблемам института гражданства в России, применялись диссертантом в учебном процессе при преподавании курса «Конституционное (государственное) право России», а также отражены в 8 опубликованных трудах диссертанта.
Рекомендуем прочесть: Можно ли получить в россии двойное гражданство
Становление и развитие института гражданства: Конституц
При определении содержания названных законов и их практическом применении молодые государства столкнулись с целым рядом проблем, от правильного решения которых во многом зависели состояние общественного климата, степень адаптации жителей к вновь приобретенному гражданству , а также общий уровень восприятия населением политики властных структур.
Одна из этих проблем — это проблема соотнесения национальных законоположений с международно-правовыми нормами и принципами, что в целом удалось достигнуть. Другая проблема — проблема определения изначальной совокупности граждан государства.
Почти все постсоветские государства (за исключением Латвии и Эстонии) закрепили в законах о гражданстве « нулевой вариант » признания гражданства, когда практически все лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и других оснований, проживающие на момент вступления этих законов в силу, были признаны автоматически гражданами данных государств. При этом в отдельных законах были установлены и дополнительные условия для признания лица гражданином конкретного государства, как-то: факт отсутствия у лица иного гражданства (Литва, Молдова, Узбекистан, Украина); наличие у лица постоянного места жительства на территории страны и постоянного места работы или другого легального источника существования (Молдова); изъявление лицом желания быть гражданином (Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина) и т.д.
Между тем, те большие изменения в подходах к институту гражданства, в характере и способах его регулирования, которые проявились в России и странах ближнего зарубежья за годы их самостоятельного развития, пока еще не получили достаточной научной проработки.
Можно выделить, пожалуй, лишь несколько работ монографического характера1, статей и разделов в книгах2, раскрывающих в той или иной мере данную тематику.
Правда, в последнее время подготовлен ряд диссертационных исследований, в некоторой мере восполняющих пробел в разработке вопросов гражданства в постсоветский период3.
Научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ Государство и право
Для более правильного понимания термина «гражданство», а также института гражданства в целом, считаем необходимым более детально проанализировать становление и развитие института российского гражданства (подданства), его законодательное регулирование в различные исторические периоды.
Свою позицию ученые обосновывают тем, что в Российской империи понятие гражданства отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв.
не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным, а кто — иностранцем.И таких норм не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.
Институт гражданства
Определение 1
Институт гражданства – это специфическая государственная система, регулирующая все вопросы нахождения на территории той или иной страны лица с наличием правового статуса «гражданин страны».
В каждом государстве существуют собственные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы оформления гражданства, а также иные правовые действия в отношении граждан своей страны.
Институт гражданства в Российской Федерации регламентируется и регулируется Федеральным Законом и Конституцией РФ «О гражданстве РФ», вступившим в силу от 31.05.2002 г. (со всеми внесенными позже дополнениями).
Гражданство в РФ — это закрепленная правовая связь физического лица с государством, которая выражается совокупностью взаимных обязанностей и прав. Гражданство – юридический статус населения.
Гражданство отображает устойчивую правовую и юридическую связь государства с человеком, что выражается в комплексе взаимных прав и обязанностей, основанных на признании и уважении прав и свобод человека.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Физическое лицо, обладающее гражданством РФ, что подтверждено соответствующим документом (паспорт, свидетельство о рождении), имеет статус гражданина РФ. Физическое лицо, не имеющее подтверждающих гражданство документов, приравнивается к статусу иностранца.
Обладание гражданством – это необходимое условие полного распространения на физическое лицо абсолютно всех прав и свобод, предусмотренных законом, обязательной защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Замечание 1
Регулирование института гражданства происходит в соответствии с нормами, прописанными в ст. 6 Конституции РФ.
Гражданские отношения не зависят от факта проживания или нахождения в определенный момент на территории РФ. Данные отношения образуют юридический характер связи государства с человеком. Гражданство – это в большей части правовое, а не просто фактическое состояние.
Существует большое число граждан РФ, проживающих на постоянной основе за пределами Федерации. Также на территории нашей страны проживают граждане других стран. Подобные категории лиц вместе с гражданами, проживающими на территории России, составляют демографическое население РФ.Юридическую численность населения составляют все граждане РФ, не зависимо от места проживании. Такие отношения основаны на юридическом оформлении гражданских отношений и связей, основанных на содержании гражданства.
В законе установлены определенные основания, касающиеся гражданства в РФ:
- любое физическое лицо может быть признано гражданином страны при соблюдении ряда условий;
- приобретение гражданского статуса или его прекращения, порядок решения подобных вопросов;
- приоритет общечеловеческих ценностей, который заключается во взаимной ответственности человека и государства, заложенной в основе гражданских отношений и означает признание данных субъектов равноправными и равнообязанными друг к другу.
Принципы гражданства в Российской Федерации
Конституция РФ устанавливает общие основы отношений гражданства, суть которых заключается в следующих принципах:
- Важнейший принцип федеративного устройства — единое гражданство Российской Федерации, которое закреплено в ст. 6 Конституции. Единство в федеративном государстве является необходимым условием сохранения целостности и суверенного статуса государства. Граждане Федерации, постоянно проживающие в составе субъекта федерации или на территории республики, являются одновременно и гражданами субъекта федерации и республики.
- Гражданство РФ равноправно независимо от оснований приобретения гражданского статуса. В законодательстве не установлено особенностей в юридическом статусе гражданства лиц, получивших гражданство Российской Федерации не зависимо от оснований: по рождению, восстановлением в гражданстве, в связи с принятием в гражданство, усыновлением и т.д.
- Открытый и свободный характер гражданства РФ. Согласно Закону, это выражается возможностью для любого проживающего на территории страны физического лица приобрести гражданский статус в соответствии с Международным Законом «О правах человека», который призывает государство стремиться к уменьшению числа лиц, существующих без гражданства. Активная политика РФ стимулирует получение гражданского статуса РФ лицами, проживающими на ее территории без гражданства, при этом такая политика не препятствует наличию иного гражданства. Согласно Закону РФ ребенок, который родился на территории России от лиц, имеющих иное гражданство, становится гражданином России. Закон закрепляет право на смену гражданства. Изменения гражданского статуса подтверждает свободный характер отношений гражданства в Российской Федерации. Стабильность связей гражданского лица и государства не означает, принудительного удержания человека в гражданстве.
- Невозможность лишения гражданства гражданина Российской Федерации (п. 3 ст. 6). В Конституции РФ из права человека на гражданство вытекает запрет на лишение гражданского статуса физического лица государством в одностороннем порядке. Взаимная связь государства с человеком предусматривает расторжение этой связи только по взаимному согласию.
- Гражданин РФ имеет право на двойное гражданство (гражданство иностранного государства). Данное право предусмотрено Конституцией РФ ст. 62, федеральным законодательством, Международным договором. Наличие двойного гражданства не является основанием для ограничения в правах, уклонением от выполнения обязанностей, не освобождает от всех существующих видов ответственности. Прохождение лицами, имеющими двойное гражданство, альтернативной или военной службы регулируется федеральными законами и международными договорами РФ.
- Сохранение гражданского статуса РФ за человеком не зависимо от физического места проживания. Естественное право человека самому избирать место своего жительства, иметь свободу выезда за пределы Российской Федерации вытекает из норм Конституции РФ ст. 27. Нарушение данного права является ущемлением свободы человека.
- В основе гражданского права РФ лежит отрицание изменения гражданства при заключении брака гражданина РФ с лицом иного гражданства или его расторжении, либо при изменении гражданского статуса другим супругом. Такая норма признает брак равноправным союзом. Брачный союз, заключенный между гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет иностранному супругу гражданства РФ без определенной процедуры.
- Гарантия прав и защиты граждан РФ, находящихся за пределами (ст. 61 Конституции). Данная норма дает гарантии прав гражданину РФ невозможности изгнания его за пределы страны, а также запрет на выдачу физического лица другому государству. Нарушения закона соответствующего характера, совершенные человеком, имеющим гражданство РФ за ее пределами, подлежат соответствующей ответственности по законам своей страны. Это гарантирует обеспечение принятых государственных гарантий защиты прав и интересов человека.
- Принцип почетного гражданства. Институт почетного гражданства предусматривает, что почетное гражданство может быть предоставлено лицу, который не является гражданином России, но имеет выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией или мировым сообществом (с согласия данного лица). Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.
Основания приобретения гражданства
На сегодняшний день в мире существуют разные основания для получения гражданства:
- Филиация, или по рождению. Приобретение гражданства обусловлено местом рождения, с учетом гражданства родителей, то есть исходит из сочетания «права почвы» и «права крови». В Америке за основу принят принцип «права почвы», а в России (по европейскому образцу) — «право крови». Если родители ребенка являются на момент его рождения гражданами России, то ребенок автоматически становится гражданином РФ вне зависимости от места рождения. Ребенок также является гражданином РФ, если на момент его рождения хотя бы один из родителей является гражданином РФ. Если родители не известны, являются лицами без гражданства или относятся к иностранным гражданам, но ребенок родился на территории России, он автоматически получает гражданство РФ (если родители не предоставили ему иное гражданство).
- Гражданство, полученное в порядке регистрации. Регистрация представляет собой упрощенный порядок получения гражданства, осуществляется миграционными органами соответствующего уровня. Если супруг или родственник по восходящей прямой линии является гражданином России, или на момент рождения ребенка один из родителей является гражданином РФ, то такие лица могут воспользоваться правом стать гражданином РФ в течение пяти лет после достижения 18 лет. Такая возможность распространяется на детей бывших граждан РФ, если такой ребенок родился после прекращения гражданства у родителей.
- Натурализация (в порядке приема гражданства). Гражданство РФ предоставляется при наличии следующих условий: постоянное проживание на территории России на протяжении 5 лет, дееспособность, знание государственного языка, наличие постоянного источника дохода.
Лица, которые желают получить российское гражданство, должны обратиться в отделение Федеральной миграционной службы по месту постоянного проживания на территории Федерации.
В случае, если лицо проживает на территории зарубежного государства, то необходимо обращаться в российское консульство по месту проживания.
Заявление должно подаваться на имя Президента РФ и может рассматриваться сроком до одного года.
Прием гражданства облегчают следующие обстоятельства:
- если лицо являлось гражданином СССР;
- усыновление ребенка, который является гражданином РФ;
- владение профессией, представляющей интерес для страны;
- наличие заслуг в области техники, культуры и науки;
- получение убежища на территории России;
- состояние лица в российском гражданстве по рождению в прошлом, а также по прямой восходящей линии одного из родственников.
Основания для отклонения ходатайства в предоставлении российского гражданства лицам, которые: пропагандируют и поддерживают насильственное изменение конституционного строя России; состоят в организациях и партиях, деятельность которых несовместима (или противоречит) с основным законом страны – Конституцией РФ; отбывают наказание и осуждены за действия, преследуемые по законам РФ.
Восстановление в гражданстве представляет собой упрощенный порядок получения гражданства РФ. Формы восстановления в гражданстве: признание факта восстановления; в порядке регистрации; по ходатайству лица.
Регистрацией могут воспользоваться лица, утратившие российское гражданство в связи с установлением попечительства, опеки, усыновлением, в связи с изменением гражданства родителей.
Восстановление гражданства распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства насильственным путем без учета их волеизъявления (во время коммунистического режима).
Оптация – это выбор гражданства. Применяется при изменении принадлежности территории как части государства, при постоянном проживании лица на этой территории. При оптации изменяется часть государственной границы, вследствие чего часть населения оказывается за пределами государства. Лица, проживающие на таких территориях, могут или оставить прежнее гражданство, или получить новое.
История гражданства – тест, РФ, по истории, история развития, экзамен
Институт гражданства в РФ имеет свою уникальную историю. В зависимости от конкретной исторической обстановки менялся взгляд на понятие гражданства, его сущность и условия приобретения.
В настоящий момент получить статус гражданина РФ стремятся, как правило, выходцы из стран постсоветского пространства.
Для успешного прохождения этой процедуры необходимо иметь представление об истории гражданства в России.
Понятие гражданства в его современном понимании было введено с принятием соответствующего закона в 1991 году и Основного закона РФ в 1993 году.
Гражданство с того времени начинает выступать и как способ защиты правового положения личности, и как средство защиты интересов самого государства. Если два этих аспекта находятся в равновесии, то в обществе появляется идеальное соотношение и интересов личности, и интересов государства.
С привнесением демократических элементов в процесс составления нового нормативного акта о гражданстве появилось множество правовых норм, отличающих современное законодательство от всех предыдущих:
- Отказ от процедуры насильственного лишения гражданства.
- Опора на нормы и принципы международного права при регулировании вопросов гражданства.
- Возможность гражданина иметь одновременно гражданство иностранного государства, с которым у РФ заключен договор.
- Апатриды (лица без гражданства) имеют полное право претендовать на получение российского паспорта.
- Существование упрощенного порядка получения гражданства для отдельных категорий.
Гражданство представляет собой один из наиболее важных правовых институтов в развитом демократическом обществе. Конституция РФ содержит ряд статей, где регулируются вопросы предоставления, изменения и лишения гражданства. Оно характеризует Россию как суверенное и независимое государство.
Классическое определение гражданства России связано с установлением устойчивой правовой связи лица с РФ, которая содержит взаимные права и обязанности.
Гражданство – это, прежде всего, правовая категория, а не фактическая. Лицо может проживать на территории другого государства, но при этом оставаться обладателем российского паспорта. Также и иностранцы, проживающие в Российской Федерации, не становятся ее гражданами только на основании этого факта.
Совокупность прав и обязанностей лица находятся в зависимости от того, обладает ли он статусом гражданина или нет. Гражданство выступает в роли некоего гаранта в части признания правосубъектности лица, а также в области защиты в соответствии с законодательством конкретного государства.
На данный момент отсутствует единая точка зрения на начальный этап становления российского гражданства. Одни специалисты считают, что эволюция гражданства как политико-правового института началась именно с приходом к власти большевиков, а другие выделяют и дореволюционный период как отправную точку развития.
В России гражданство как юридическая категория появилось сравнительно недавно.
До начала революционных событий в 20 веке существовало только понятие подданства.
Закон закреплял несколько разновидностей подданства:
- природное (включало в себя дворянское сословие, духовенство, городских и сельских обывателей);
- подданство инородцев (включало представителей еврейского и восточных народов);
- финляндские обыватели.
Принадлежность к тому или иному разряду подданства определяла круг прав и обязанностей, которым обладал человек.
Декреты советской власти ликвидировали прежнюю систему подданства и ввели понятие гражданства. Теперь иностранцам стало намного проще приобрести статус гражданина, особенно при условии их происхождения из рабочего класса или крестьянства.
Далее последовало появления единого союзного гражданства. В последующие годы на конституционном уровне был закреплен принцип, в соответствии с которым обладание гражданством СССР гарантирует защиту и покровительство на территории иностранных государств.
Подданство
Вплоть до начала 18 столетия в российском законодательстве отсутствовали нормы, регламентирующие понятие подданства. В сознании русского человека оно ассоциировалось с православной верой, то есть приверженцы христианства автоматически считались подданными Российской империи.
Не имело значения место рождения ребенка при определении его правовой связи с государством. Даже если иноверец появился на свет на территории империи, то он мог стать российским подданным только при крещении.
Натурализация в Российском государстве осуществлялась также путем принесения присяги, означавшей «вечное подданство» императору. Благодаря этой процедуре иностранцы могли владеть поместьями и заключать смешанные браки.
Присяга носила добровольный характер и подразумевала отказ от выезда за рубеж и вступления в иностранную армию.
В 19 веке получение иностранцами подданства Российской империи означало, прежде всего, приобретение торговых прав, которые были доступны купеческим гильдиям. Однако до реформ 60-х годов подданство, приобретенное в результате натурализации, и подданство по факту рождения коренным образом отличались друг от друга.Иностранец, присягнувший на подданство, рассматривался государством как иноземец с привилегиями.
Реальное уравнение прав натурализовавшихся иностранцев и подданных по рождению было осуществлено с принятием соответствующего закона в 1864 году.
Понятие гражданства в советский и постсоветский периоды
Вслед за преобразованием государственного строя в 1917 году был изменен и институт подданства. Он подлежал отмене, и вместо него появилось понятие «гражданство». Подданство означало принадлежность монарху, а гражданство считалось проявлением участия личности в деятельности государства.
Декреты советской власти упраздняли всю социальную структуру дореволюционного общества. Вместо титулов, чинов и сословий вводилась новая категория – гражданин Российской Республики.
С 1918 года Советы наделены правом предоставления иностранцам, живущим на территории РСФСР, гражданство России. Списки новоиспеченных граждан публиковались для ознакомления.
Гражданин одной из республик, входящих в состав СССР, автоматически признавался гражданином советского государства.
В 1938 году был разработан закон «О гражданстве СССР», в котором впервые был употреблен термин «советское гражданство». Следующая редакция этого закона, принятая в 1978 году, содержала норму о равенстве всех форм приобретения гражданства СССР.
После распада страны Советов власти суверенного российского государства разработали закон о гражданстве, который привнес значительные изменения в понимание сущности гражданства. Гражданство стал регулироваться с помощью демократических принципов, что являлось определенным новшеством.
Согласно этому закону все граждане РСФСР при наличии согласия обретали устойчивую правовую связь с РФ.
Конституция 1993 года включила в себя многие установки из принятого закона, а также впервые закрепила понятие двойного гражданства.
С принятием в 2002 году нового, более совершенного закона о гражданстве, стали четко определены процедура приобретения статуса гражданина РФ, порядок выхода и полномочия государственных органов, в компетенции которых находятся вопросы гражданства.
Исторические типы
На основе анализа истории России можно выделить несколько исторических типов гражданства, присущих каждому конкретному периоду ее развития:
Название | Временной период | |
Российское подданство | дореволюционный период | до 18 века понятие «подданство» как юридическая категория отсутствовало;крещение приравнивалось к натурализации;«вечное подданство» для иностранцев посредством принесения присяги. |
Советское гражданство | 1917-1991 года | советское гражданство выступает в качестве: · правовой связи лица с социалистическим государством;· принадлежности лица к социалистическому государству;· политической связи личности и социалистического общества;· правоотношения лица с социалистическим государством. |
Гражданство РФ в постсоветский период | 1991-2002 года | гражданство Российской Федерации характеризуется открытостью и добровольностью;закреплены права на изменение и отказ от гражданства, а также запрет на его лишение. |
Тест на получение гражданства РФ по истории
Лица, желающие получить статус гражданина РФ, должны не только знать русский язык, но и иметь общее представление об основных вехах истории России.
Знание ключевых дат, событий и личностей, оказавших влияние на развитие российской государственности, помогает лучше ориентироваться в культуре традициях и законах современной России.
Пройти пробное тестирование можно, перейдя по этой rustester.ru.
Взгляд на понятие гражданства с исторической точки зрения позволяет глубже понять особенности и своеобразие этого правового института. Проведя анализ исторических фактов, можно утверждать, что эта политико-правовая категория формировалась под влиянием различных исторических событий, что и определило ее своеобразие.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Институт и принципы гражданства в РФ
Россия в ходе истории прошла все этапы становления взаимоотношений между личностью и государством.
Для царской России не было предусмотрено понятия гражданство, а существовало подданство, при этом подданных подразделяли на разряды, обладающие особым правовым статусом:
- природные подданные, включая дворян, духовенство, городских и сельских обывателей, а также лица податного и не податного состояния;
- иногородние;
- финляндские обыватели.
После того, как царская империя прекратила существование, в 1917 году был издан первый акт по вопросам гражданства в виде Декрета об уничтожении сословии и гражданских чинов.
Он содержал положения о том, что все сословия, которые существовали в государстве, а также сословное деление граждан, титулы и наименования чинов не используются больше.
Взамен устанавливается единственное, общее для всех жителей страны наименование — гражданин Российской Республики.Через год был принят Декрет «О приобретении прав российского гражданства», когда сформировался Союз ССР, то произошло установление гражданства СССР.
Конституции СССР 1924 года закрепляла единое союзное гражданство, которое было предусмотрено для граждан союзных республик. В этом же году утвердили и Положение о союзном гражданстве.
Замечание 1
В соответствии с этими положениями, трудящихся иностранцев принимали в граждане исполкомы губернских, областных съездов Советов, а также ЦИК АССР.
В число лиц, которые утратили советское гражданство, были включены те, кто:
- лишен его на основании законов, которые были приняты до Конституции 1924 года;
- не вернулись из-за рубежа;
- были лишены гражданства в соответствии с судебным приговором.
Новым Положением о гражданстве Союза ССР был упрощен порядок приема в гражданство СССР и выход из него. Положение о гражданстве Союза ССР опиралось на конституционный принцип гражданства и со всех сторон регулировало аспекты признания лиц гражданами СССР, порядок принятия и выхода из гражданства, гражданство детей.
Развитие современного института гражданства
В 1991 году была принята Декларация о государственном суверенитете нашей страны. Впоследствии, после распада Союза появляется потребность в том, чтобы принять новый закон о гражданстве.
Замечание 2
Такой закон принимается в ноябре 1991 года, а в настоящее время действуют только некоторые его части, которые предусматривают льготные режимы приобретения или выхода из гражданства РФ теми, кто подал заявление по вопросам гражданства до 01.07.02 года.
Институт гражданства в рф развивался и в дальнейшем. Так, в 2002 году приняли новый Федеральный закон № 62 «О гражданстве РФ». Он включал принципы и правила гражданства в нашей стране, регулировал отношения, которые относятся к этой проблеме. Он же сформулировал основания, условия и порядок, в соответствии с которыми можно было приобрести или прекратить гражданство РФ.
Принципы гражданства РФ
Конституция нашей страны и Закон о гражданстве содержат общие основы. С их помощью определяются основные аспекты отношений, которые связаны с институтом гражданства. Ст. 3 ФЗ от 31.05.
03 года определяет гражданство Российской Федерации в качестве устойчивой правовой связи лица и Российской Федерации. Подобная связь выражена совокупностью взаимных прав и обязанностей граждан и государства.
Гражданство страны основано на нескольких основных началах или принципах:
- Единый характер гражданства РФ, то есть не только установление единого российского гражданства, но и формирование условий принадлежности определенного гражданина РФ к гражданству республик. Единое гражданство федеративного государства представляет собой необходимое условие для обеспечения его суверенитета, сохранения целостности.
- Гражданство нельзя считать равным, вне зависимости от оснований приобретения. Законом не установлено никаких отличий и аспектов правового статуса лиц, которые стали гражданами РФ по соответствующим основаниям, включая рождение, принятие в гражданство, его восстановление, усыновление и др.
- Открытый и свободный характер гражданства РФ. По принципам международных документов о правах человека, которые призывают страны сокращать количество людей без гражданства, Россия активно работает в этом направлении. Закон о гражданстве закрепляет положение о поощрении государством приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, которые проживают на ее территории. Свобода в характере гражданства нашего государства состоит в том, что Конституцией и Законами закреплено право гражданин страны менять гражданство и подобное право должно быть предусмотрено для всех, без исключения.
- Законодательные акты содержат положение о том, что граждане нашей страны не могут лишаться своего гражданства. Подобное лишение значит одностороннее расторжение гражданских связей по инициативе государства, что не предусматривает согласие определенного лица-гражданина. Так, Закон о гражданстве СССР допускал в исключительных ситуациях возможность лишения советского гражданства. Это происходило в случае, когда лицо совершило действия, которые смогли опорочить высокое звание гражданина (почетное звание) и наносило ущерб престижу или безопасности страны. Закон закреплял положение о лишении гражданства, ограничивая возможность его использования только в отношении к тем гражданам, которые проживают за рубежом. Было устранено расплывчатое основание в виде действий, порочащих высокое звание гражданина и решен нерегулируемый раньше вопрос о тех, кто может вносить представления о лишении гражданства.
Законы, принятые в 2002 году, включая Конституцию РФ, не только закрепляют положение о невозможности лишить кого бы то ни было гражданства, но и включили норму в сам состав основ конституционного строя, что привело к повышенной правовой защите этого принципа. - Гражданин страны, который имеет другое гражданство, рассматривается нашей страной в качестве гражданина России, за исключением случаев, которые предусматривают международные договора РФ или определенный федеральный закон. Приобретенное иное гражданство гражданином РФ не может повлечь за собой прекращение гражданства РФ.
Если у гражданина нашей страны есть гражданство зарубежной страны, то это не уменьшает его прав и свобод, как и не способно освободить от обязанностей, которые основаны на российском гражданстве. - Защита со стороны государства граждан за границей закрепляется положениями Конституции РФ, так и Законом о гражданстве. Существование государства предопределяет покровительство с его стороны государства как на территории страны, так и за ее границей.
- Отечественное законодательство основано на принципе сохранения гражданства для лиц, которые проживают за пределами страны.
- Сохранение гражданства предусмотрено и при заключении (расторжении) брака. Так, Закон о гражданстве предусматривает, что если происходит заключение или расторжение брака гражданином нашей страны с лицом, которое не принадлежит к гражданству РФ, то это не приводит у изменению гражданства. Если у одного супруга меняется гражданство, то это не ведет к тому, что оно меняется у другого.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter