Категории детей с овз классификация

Содержание

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Категории детей с овз классификация

Существуют группы заболеваний, которые не приводят к инвалидности, но ограничивают жизнедеятельность людей. Дети с ограниченными возможностями – это дети, заболевание которых приводит к снижению качества жизни, но при лечении и использовании медицинской техники они могут и впоследствии жить и обслуживать себя самостоятельно. Не все знают, про ОВЗ и инвалидов, в чем отличие между ними.

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это пациенты с заболеваниями, в результате которых они отличаются по функциональным возможностям от других людей. Болезнь снижает качество жизни, но не приводит к инвалидности.

Дети-инвалиды – это несовершеннолетние дети, заболевание которых приводит к ограничению передвижения, отсутствию возможности самообслуживания, функционированию без помощи посторонних лиц.

Если своевременно обнаружить патологию и начать медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, провести хирургическую операцию, можно держать болезнь под контролем. При некоторых дефектах используют медицинскую аппаратуру, например, слуховой аппарат, с помощью которого устраняется недостаток функции слуха.

Некоторые родители интересуются, кто относится к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями.  Если рассматривать группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в чем разница определяется следующими факторами:

  • при ОВЗ имеется заболевание, которое снижает функциональность его жизни, но не ограничивает полностью, в дальнейшем он будет трудоспособен;
  • инвалиды не могут существовать без помощи посторонних людей, при 1 и 2 группе отсутствует способность к труду после наступления совершеннолетия.

Если люди считают, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды – это одно и то же, они ошибаются. Государство разграничивает эти понятия.

Классификация по группам функциональных нарушений

Чтобы установить диагноз, важно обратиться к врачу. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это несовершеннолетние дети с заболеваниями, нарушениями развития, относящиеся к различным группам.

  1. Первая группа: дефекты слуха. В результате заболевания слух у пациентов снижается частично или отсутствует полностью.
  2. Вторая группа: дефекты зрения. Пациенты могут быть слабовидящими или слепыми.
  3. Третья группа: дефекты речи. Пациент может не правильно излагать свои мысли устно или письменно.
  4. Четвертая группа: нарушение функции интеллекта. Задержка психоэмоционального развития или умственная отсталость.
  5. Пятая группа: патологии опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся неврологические расстройства, приводящие к ограничению возможностей функционирования конечностей. Чаще определяют церебральный паралич.
  6. Шестая группа: комплексные патологии. Здесь комбинируются различные виды групп. Например, нарушение психоэмоционального развития, глухота.

Если брать категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разница составляет в заболеваниях, приводящих к установлению определенной категории.

Дети с нарушением слуха

Заболевания делятся на несколько категорий:

  • абсолютная глухота с патологией слуховых труб, других анализаторов, из-за чего человек не может накопить словарный запас;
  • слабая слышимость окружающих звуков, то есть способность улавливать частично некоторые звуки, что влияет на формирование мыслительных способностей памяти.

Если с малышом обратиться к врачу, можно откорректировать отдельные черты и манеры поведения у специалиста. У пациента увеличивается качество других органов чувств.

Пациент отличается следующими свойствами:

  • сниженная функция мышления;
  • ограниченный или отсутствующий словарный запас;
  • отставание от сверстников.

Недостатки корректируются при продолжительной терапии у врача.

Серьезные нарушения речи

С помощью речи пациент учится контактировать с другими людьми, родителями. Он может объяснить свои потребности, развиваться интеллектуально.

Если существует расстройство функции, необходима коррекция. Иначе возможно постепенное отклонение интеллектуальной деятельности. Проведенная терапия дает гарантию на улучшение мыслительных процессов, установление их на уровне сверстников.

Соматические заболевания

Внешне пациенты с соматическими заболеваниями ничем не отличаются от здоровых детей. Однако эта категория записана в классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых случаях серьезные заболевания внутренних органов приводят к отклонению в следующих областях:

  • мыслительная функция;
  • восприятие передаваемой информации;
  • желание познавать окружающую действительность;
  • личностный рост.

Помимо медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур, хирургических операций необходим стимул для развития. Этого можно достичь при помощи грамотного психотерапевта, постоянного контакта с близкими людьми.

Умственное отставание

К умственной отсталости относятся следующие категории заболевания:

  • дебилизм;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Качество жизни пациентов резко снижается. Их родители хотят знать ребенок с ОВЗ и ребенок инвалид, в чем разница, можно ли получить группу при наличии этой патологии.

Пациент с психиатрическим отклонением относится к ОВЗ. Заболевание возникает в результате повреждения коры головного мозга в момент внутриутробного развития. В некоторых случаях болезнь может возникнуть сразу после рождения. Интеллект пациентов снижен. Задерживается развитие психоэмоционального фона, образуется заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

В дальнейшем пациенты определяются, как недееспособные, они не могут существовать без посторонней поддержки. Тогда им устанавливается статус инвалида.

Отклонения психического развития (ЗПР)

В отличие от предыдущей группы, дети характеризуются следующими качествами:

  • сохраненные функции психоэмоционального развития, умственные способности;
  • отсутствие сосредоточенности при продолжительной нагрузке;
  • отсутствие внимания;
  • снижение качества целенаправленной деятельности.

Больные не могут ясно воспринимать окружающий мир, людей. Память пациентов работает не так, как у других людей. Они плохо ориентируются в пространстве. Могут определять лишь отдельный предмет, теряя концентрацию на всех остальных объектах пространства. Пациент характеризуется тревожностью, которая с возрастом только усиливается.

Нарушение и расстройства опорно-двигательных функций

Часто эту группу пациентов представляют пациенты с детским церебральным параличом, которые характеризуются следующими качествами:

  • нарушение координации движения, речи;
  • отставание в психоэмоциональном развитии;
  • затрудненность волевых качеств;
  • соответствие умственной деятельности по возрасту.

Пациент осознает отличие от других людей, поэтому не может или не хочет контактировать с группой, например, в условиях школы или детского сада. В особо тяжелых случаях ребенку устанавливается инвалидность.

Аутизм

При заболевании пациент замкнут в самом себе. Окружающий мир не интересен. Он не хочет и не может контактировать с остальными людьми. Пациент характеризуется следующими качествами:

  • снижение или полное отсутствие коммуникативных функций;
  • замкнутость в себе;
  • безразличие к близким и родственникам;
  • повышенная возбужденность вод воздействием малейшего стресса;
  • одинаковое поведение во всех обстановках;
  • нарушение вербальных функций.

Родители не сразу замечают патологию. Диагноз ставится психотерапевтом при продолжительном осмотре пациента.

Дети, у которых ограничивается и нарушается функция жизни, не способны быть в социуме, жить наравне с остальными людьми. Учитываются показатели адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в государственных образовательных организациях. Для некоторых пациентов могут потребоваться отдельные условия для обучения и социализации.

Категории ОВЗ и особенности работы с ними в детсаду

Категории детей с овз классификация

В российском здравоохранении есть понятие ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Термин относится к людям, имеющим физические или психические особенности.

Давайте разберемся, что такое категории ОВЗ применительно к детям. С вами снова Татьяна Сухих, предлагаю ознакомиться с моим материалом для расширения кругозора. Воспитателям и методистам ДОУ он будет особо полезен.

Категоризация ОВЗ помогает спланировать и организовать учебный процесс.

Полезные ссылки и литература по теме

Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:

  • Настольная книга педагога, работающего с ОВЗ. Знакомит с психолого-педагогическими портретами детей с особенностями. В основном, рассчитана на школьных учителей, но будет полезна родителям и воспитателям ДОУ.
  • Чрезвычайно важное пособие для коррекционного педагога – «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Расскажет, в каком документе искать нужную информацию.
  • Сборник локальных нормативных актов, которыми регулируется обучение детей с ОВЗ по ФГОС. Приведенные документы можно использовать в качестве примеров, чтобы разработать адаптированную программу, приказ, рабочий план.
  • Методичка по работе с дошкольниками «Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения». Очень хорошие отзывы о материале.
  • Пособие «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Предлагает инновационные подходы в развитии инклюзивного образования, тема актуальная.

Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:

  • На важную тему тьюторов в школе. Методичка «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии».
  • Пособие для организаторов культурных мероприятий в детсаду – «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ».
  • Для логопедов и дефектологов – «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ». Поможет не только совладать с математикой, но и развивать речь.
  • Пособие «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ». Рассказывает, когда и кому из деток нужны альтернативные и дополнительные методы общения, как их применять.
  • На ту же тему – рекомендации по альтернативным коммуникациям от других авторов.
  • Пара книжек по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ – одна и вторая. Родителей надо сделать активными участниками образовательного процесса.
  • CD-диск с вебинаром в помощь педагогам-психологам. Имеет сложное название «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Учит оказывать социальное сопровождение, способствовать раскрытию личностного потенциала.

Овз – педагогический, а не медицинский термин

Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.

Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г.

«Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития.

Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.

Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.

Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество.

Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей.

Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.

Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят». Сейчас попытают рассказать более подробно.

8 категорий детей с ОВЗ

Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.

Иногда пишут, что есть 9 категорий ОВЗ. Такая категоризация получается, когда пытаются разделить одну из установленных категорий на две. Например, выделить особенности деток слепых и слабовидящих. Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:

  1. Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
  2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
  3. Нарушения речи. В эту группу входят логопаты. О нарушениях речи я писала тут, о тяжелых разновидностях – тут. Про адаптированную программу для деток с логопедическими нарушениями тоже писала.
  4. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
  5. Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
  6. Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
  7. Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
  8. Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.

Вот в этой публикации приведена интересная таблица. В ней объясняется, как ребенок с той или иной ОВЗ воспринимает информацию. Рассказывается об особенностях его мышления, памяти, внимания, поведения.

Четыре степени нарушения здоровья

В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой.

Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна.

И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.

Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:

  1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
  2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
  3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
  4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.

Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:

  • Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
  • Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
  • Недееспособность (инвалидность).

Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ

Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей.

Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ.

Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:

  1. К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.
  2. Результат по окончании будет тот же, но программа растянута на более длительный срок.
  3. Итоги образования будут отличаться от тех, которые получат обычные дети после детсада или школы.
  4. Будут отличаться не только результаты обучения, но и сроки.

Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.

По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:

  • для глухих – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
  • слабослышащих – 2.1, 2.2, 2.3;
  • слепых – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
  • слабовидящих – 4.1, 4.2, 4.3;
  • с ТНР – 5.1, 5.2;
  • с нарушениями ОДА – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4;
  • ЗПР – 7.1, 7.2;
  • с РАС – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями) – 1599, варианты 1 и 2.

Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:

  • общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
  • ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
  • индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
  • особенности и навыки коммуникации.

Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад

Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах и школе. Заниматься с детсадовцами можно в обычном общеобразовательном, инклюзивном или специализированном ДОУ. Еще вариант – обучаться на дому. Я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.

В общеобразовательном ДОУ ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные уроки. Например, с логопедом или дефектологом. Это подходит не всем. В остальных дошкольных заведениях есть специальные адаптированные программы.

Основная функция ДОУ при работе с детками, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются интегрированные группы. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток.

Хочу дать еще несколько ссылок. Это онлайн-курсы для педагогов, которые занимаются с детками с ОВЗ. Каждый длится 72 часа. Все можно проходить онлайн, без отрыва от основной работы. Все-таки нам есть за что любить современные технологии! Итак:

  • Курс по навыкам сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в детсаду и школе. Новая онлайн-программа, обучение начинается в июне 2019-го.
  • Курс, помогающий разрабатывать и воплощать адаптированные основные, неосновные и индивидуальные школьные программы для деток с ОВЗ. Будет полезен моим коллегам в школе.
  • Такая же тема – разработка основных, адаптированных и индивидуальных программ для школьников с ОВЗ– от других авторов.
  • Спецкурс для тех, кто занимается адаптацией детей с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. Для меня такие педагоги – настоящие герои.
  • Курс по составлению адаптированных программ для деток с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. В продолжение предыдущего пункта.

Тема обширная, говорить о ней можно долго. О регулирующих документах, особенностях деток с ОВЗ в группе. О том, как здорово наблюдать результаты, над которыми бились вместе. Но я вас утомила, поэтому прощаюсь, до следующей встречи!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество
«Статья для блога» Психологическая
разгрузка 1

Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация

Категории детей с овз классификация

По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой.

Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие.

Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

  • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
  • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
  • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
  • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
  • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
  • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
  • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
  • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
  • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Недуг

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Дефекты с потерей жизненно важных способностей

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

Недееспособность

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗ Описание заболеваний
Дефекты слуха1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками.2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2
Нарушения речи1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.
Дефекты опорно-двигательного аппаратаВ этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич;последствия полиомиелита.
Нарушение интеллекта1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков.
Аномалия аутистического спектраДетский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей.

Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду.

Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

Как это происходит на практике.

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  • наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
  • разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  • малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

В школе

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

  • страх перед обществом;
  • неумение общаться на равных;
  • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

Коррекционная школа

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Интеграция

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.

Инклюзия

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

  • дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
  • отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.

Какие заболевания входят в ОВЗ — Свободная школа

Категории детей с овз классификация

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах.

В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

Расшифровка ОВЗ

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) ,  имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы:

  1. Право  на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,  психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По  окончании  9, 11  класса   право  на  выбор  традиционной  формы  сдачи государственной итоговой аттестации  (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  форме  основного  государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и  коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому,  умственному, психическому развитию.

Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество.

Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи  и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.

№ 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ.

Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.