+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Перевод земель в категорию запаса

Содержание

Как можно использовать запасные земли

Перевод земель в категорию запаса

Земель­ный Кодекс РФ клас­си­фи­ци­ру­ет зем­ли в соот­вет­ствии с их раз­ре­шен­ным исполь­зо­ва­ни­ем (целе­вым назна­че­ни­ем), уста­нав­ли­ва­ет раз­лич­ные пра­во­вые режи­мы для них и тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние. Зако­но­да­тель­ство (ст. 7 ЗК РФ) выде­ля­ет семь круп­ных кате­го­рий земель:

В реаль­но­сти физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица могут поль­зо­вать­ся земель­ны­ми участ­ка­ми по клас­си­фи­ка­то­ру ВРИ, кото­рый уста­нав­ли­ва­ет 13 кате­го­рий (групп) и 115 видов раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния. Как мож­но заме­тить, в клас­си­фи­ка­то­ре отсут­ству­ют седь­мая кате­го­рия зем­ли запа­са. Полу­ча­ет­ся, что исполь­зо­вать их нель­зя? В ста­тье поста­ра­ем­ся отве­тить на этот вопрос.

Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать

К зем­лям запа­са отно­сят­ся зем­ли, кото­рые часто назы­ва­ют “ничей­ны­ми”: они не явля­ют­ся соб­ствен­но­стью граж­дан, пред­при­ни­ма­те­лей, пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций.

Соб­ствен­ник у таких земель, конеч­но, есть — это госу­дар­ство или муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

К запас­но­му земель­но­му ресур­су не име­ют отно­ше­ния земель­ные участ­ки (ЗУ) фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния, так­же при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству и муни­ци­па­ли­те­там (п.1, ст. 103 ЗК РФ).

Отличие земель запаса от фонда перераспределения

Раз­ни­ца в том, что ЗУ фон­да рас­пре­де­ле­ния име­ют сугу­бо сель­ско­хо­зяй­ствен­ное назна­че­ние. Они выде­ля­ют­ся:

  • для веде­ния сель­хоз­про­из­вод­ства;
  • созда­ния ЛПХ и ФКХ;
  • раз­ве­де­ния живот­ных;
  • садо­вод­че­ской и ого­род­ни­че­ской дея­тель­но­сти;
  • выпа­са живот­ных и сено­ко­ше­ния.

Фонд обра­зу­ет­ся из участ­ков, при­об­ре­тён­ных на закон­ных осно­ва­ни­ях госу­дар­ством, субъ­ек­та­ми РФ и МО у граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц. В него не вхо­дят изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных, либо мун. нужд участ­ки ЗО.

  • Зем­ли пере­рас­пре­де­ли­тель­но­го фон­да мож­но исполь­зо­вать для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, науч­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти с/х, созда­ния охот­ни­чьих и рыбо­вод­че­ских хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
  • Допус­ка­ет­ся исполь­зо­ва­ние с/х земель так­же для стро­и­тель­ства или рекон­струк­ции газо­про­во­дов, неф­те­про­во­дов, инже­нер­ных линей­ных объ­ек­тов ком­му­ни­ка­ций и свя­зи и т.д. При этом на участ­ки, где будет осу­ществ­ле­но подоб­ное строительство/реконструкция, накла­ды­ва­ют пуб­лич­ный серви­тут. Не тре­бу­ет­ся пере­во­дить зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в дру­гую кате­го­рию при воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти тако­го рода исполь­зо­ва­ния.
  • Све­де­ния о сво­бод­ных земель­ных участ­ках фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния нахо­дят­ся в широ­ком досту­пе.

В отли­чие от фон­да рас­пре­де­ле­ния, ЗУ зем­ли запа­са могут быть предо­став­ле­ны граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам для исполь­зо­ва­ния в самых раз­но­об­раз­ных целях:

  • веде­ния ЛПХ, ФКХ;
  • созда­ния СНТ и ОНТ;
  • стро­и­тель­ства МКД, дорог, инже­нер­ных объ­ек­тов;
  • созда­ния охот­ни­чьих хозяйств; ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии и т.д.

Исполь­зо­ва­ние земель запа­са воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если осу­ществ­лён пере­вод зем­ли в иную кате­го­рию. В поряд­ке исклю­че­ния раз­ре­ша­ет­ся не про­из­во­дить пере­вод, когда земель­ный уча­сток при­над­ле­жит охот­ни­чьим уго­дьям, или на нём ведет­ся раз­ра­бот­ка недр.

Перевод земли запаса в другую категорию

После­до­ва­тель­ность пере­во­да будет сле­ду­ю­щий:

  • Вна­ча­ле необ­хо­ди­мо сфор­ми­ро­вать по всем пра­ви­лам земель­но­го кодек­са новый уча­сток: под­го­то­вить план и утвер­дить его.
  • После это­го про­из­во­дит­ся кадаст­ро­вая реги­стра­ция ЗУ.
  • Раз­ре­ше­ни­ем на пере­вод явля­ет­ся акт, при­ня­тый госу­дар­ствен­ны­ми или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми о пере­во­де зем­ли в соот­вет­ству­ю­щую ВРИ кате­го­рию:
    • напри­мер, для веде­ния лич­но­го под­соб­но­го хозяй­ства либо садо­вод­ство нужен пере­вод земель запа­са в зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния;
    • для инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства — в зем­ли для посе­ле­ний и т.д
  • Обра­щать­ся граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам о пере­во­де зем­ли в дру­гую кате­го­рию не надо.

Формирование нового земельного участка из земель запаса

Обра­зо­ва­ние и раз­дел ново­го ЗУ про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии со ста­тья­ми 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Уча­сток может быть обра­зо­ван на осно­ва­нии трех воз­мож­ных доку­мен­тов:

  • меже­во­го пла­на тер­ри­то­рии (ПМТ), утвер­жден­но­го ГрК РФ;
  • тех­ни­че­ско­го про­ек­та участ­ка лес­но­го фон­да;
  • СРЗУ (схе­мы рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка) на КПТ (кадаст­ро­вом плане тер­ри­то­рии).

Таким обра­зом для обра­зо­ва­ния земель­но­го участ­ка из земель запа­са не все­гда тре­бу­ет­ся нали­чие меже­во­го пла­на. Доста­точ­на схе­ма ЗУ с обо­зна­чен­ны­ми гра­ни­ца­ми на КПТ.

Одна­ко без меже­во­го пла­на не обой­тись, если уча­сток:

  • обра­зо­ван из лес­но­го фон­да, и на нем будут рас­по­ло­же­ны инже­нер­ные объ­ек­ты;
  • пред­на­зна­чен для садо­вод­ства или или ого­род­ни­че­ство;
  • рас­по­ло­жен в гра­ни­цах застро­ек мно­го­эта­жек (МКД)*;
  • необ­хо­дим для ком­плекс­но­го осво­е­ния и раз­ви­тия тер­ри­то­рии;
  • обра­зу­ет­ся для стро­и­тель­ства дорог, газо­про­во­дов и дру­гих важ­ных линей­ных объ­ек­тов феде­раль­но­го, госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го зна­че­ния.

*Дан­ный пункт будет дей­ство­вать толь­ко до 2035 г.

Фор­ми­ро­ва­ние участ­ков, предо­став­ля­е­мых граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, и рас­по­ло­жен­ных в Даль­не­во­сточ­ном феде­раль­ном окру­ге (ДФО), про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным Зако­ном № 119 — ФЗ, при­ня­тым по отно­ше­нию к рас­пре­де­ле­нию земель гос. и мун. соб­ствен­но­сти ДФО, пер­во­го мая 2016 г.

Подготовка схемы

Под­го­тов­ка СРЗУ ведет­ся с учё­том пра­вил зем­ле­поль­зо­ва­ния, зем­ле­устрой­ства и стро­и­тель­ства и регу­ли­ру­ет­ся ста­тьей 11.10 земель­но­го кодек­са. Учи­ты­ва­ют­ся сле­ду­ю­щая доку­мен­та­ция:

  • о тер­ри­то­ри­аль­ном пла­ни­ро­ва­нии;
  • про­ект­ном плане тер­ри­то­рии;
  • поло­же­ния об ООПТ;
  • тер­ри­то­ри­аль­ном зони­ро­ва­нии;
  • тер­ри­то­ри­ях обще­го поль­зо­ва­ния.

На схе­ме рас­по­ло­же­ния одно­го или несколь­ких участ­ков долж­ны быть ука­за­ны:

  • их гра­ни­цы и пло­ща­ди;
  • услов­ные или кадаст­ро­вые номе­ра (кадаст­ро­вые ука­зы­ва­ет­ся, если све­де­ния об участ­ках, обра­зу­ю­щих новый ЗУ, вне­се­ны в ЕГРН);
  • крас­ные линии;
  • участ­ки обще­го поль­зо­ва­ния;
  • место­по­ло­же­ние зда­ний, постро­ек и ОНС (объ­ек­тов неза­вер­шен­но­го стро­и­тель­ства).

Под­го­тов­ка схе­мы осу­ществ­ля­ет­ся:

  • госу­дар­ствен­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми или ОМСУ;
  • сами­ми граж­да­на­ми и юри­ди­че­ски­ми лица­ми, если уча­сток выде­ля­ет­ся не на тор­гах, либо предо­став­ля­ет­ся в бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние или арен­ду;
  • лица­ми, в чью поль­зу изы­ма­ет­ся ЗУ;
  • граж­да­на­ми, кото­рым ЗУ предо­став­ля­ет­ся для веде­ния ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ИЖС.

Схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ долж­на быть выпол­не­на в элек­трон­ном виде. Исклю­че­ние — ЗУ, предо­став­лен­ное граж­да­нам без тор­гов: если они сами под­го­тав­ли­ва­ют схе­му, то в этом слу­чае допус­ка­ет­ся бумаж­ный вари­ант доку­мен­та по фор­ме и с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных упол­но­мо­чен­ны­ми орга­на­ми испол­ни­тель­ной Феде­раль­ной вла­сти.

Зака­зать схе­му мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ЕГРН  — орга­на госу­дар­ствен­но­го кадаст­ро­во­го уче­та в интер­не­те.

Это услу­га бес­плат­на для орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти ОМСУ и ЕИРЖС (еди­но­го инсти­ту­та раз­ви­тия жилищ­ной сфе­ры).

Сто­и­мость услу­ги и поря­док опла­ты для граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц уста­нав­ли­ва­ет­ся фед орга­на­ми испол­ни­тель­ной вла­сти.

Утверждение СРЗУ

В отно­ше­нии каж­до­го обра­зу­е­мо­го участ­ка долж­но быть выне­се­но реше­ние с ука­за­ни­ем:

  • пло­ща­ди ЗУ;
  • адре­са либо опи­са­ние место­по­ло­же­ния ЗУ;
  • кадаст­ро­во­го номе­ра участ­ка либо несколь­ких ЗУ, из кото­рых обра­зу­ет­ся новый земель­ный уча­сток (при нали­чии реги­стра­ции этих участ­ков в органе кадаст­ро­во­го уче­та);
  • тер­ри­то­ри­аль­ной зоны, уста­нов­лен­ной гра­до­стро­и­тель­ным регла­мен­том;
  • ВРИ (вида раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния), если гра­до­стро­и­тель­ный регла­мент на вновь обра­зу­е­мый земель­ный уча­сток не рас­про­стра­ня­ет­ся;
  • кате­го­рии земель, к кото­рым при­над­ле­жит обра­зу­е­мый ЗУ.

Утвер­жден­ная СРЗУ дей­стви­тель­на в тече­ние 2 лет. Она явля­ет­ся раз­ре­ше­ни­ем на фор­ми­ро­ва­ние ново­го земель­но­го участ­ка из земель запа­са. В тече­ние это­го вре­ме­ни земель­ный уча­сток дол­жен быть постав­лен на кадаст­ро­вый учет и пере­ве­дён дру­гую кате­го­рию.

Могут ли не утвердить СРЗУ

Не при­нять сра­зу испол­ни­тель­ные орга­ны госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной вла­сти могут в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

  • несо­от­вет­ствие пла­на рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка уста­нов­лен­ным стан­дарт­ной фор­ме и тре­бо­ва­ни­ям;
  • при частич­ном или пол­ном нало­же­нии ново­го обра­зо­ван­но­го участ­ка на уже суще­ству­ю­щий или дру­гой ЗУ, реше­ние об обра­зо­ва­нии кото­ро­го ещё не истек­ло;
  • при нару­ше­нии тре­бо­ва­ний ста­тьи 11.9 ЗК РФ:
    • несо­блю­де­ние мак­си­маль­но­го и мини­маль­но­го раз­ме­ра ЗУ;
    • при пере­се­че­нии гра­ниц насе­лен­ных пунк­тов, МО, тер­ри­то­ри­аль­ных зон, лесо­пар­ков, лес­ных хозяйств (за исклю­че­ни­ем участ­ков, пред­на­зна­чен­ных для гео­ло­ги­че­ской раз­вед­ки, добы­чи иско­па­е­мых раз­ме­ще­ния инже­нер­ных объ­ек­тов, водо­хра­ни­лищ, водо­ё­мов, гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний);
    • если сохра­нен­ное при раз­де­ле обре­ме­не­ние не поз­во­ля­ет исполь­зо­вать уча­сток в соот­вет­ствии с ВРИ;
    • при изла­мы­ва­нии в резуль­та­те раз­де­ла зем­ли суще­ству­ю­щих гра­ниц, невоз­мож­но­сти стро­и­тель­ства объ­ек­тов недви­жи­мо­сти и т.д.;
  • несо­от­вет­ствии СРЗУ про­ек­ту пла­на тер­ри­то­рии, пра­ви­ла зем­ле­устрой­ства и поло­же­ни­ям об ООПТ;
  • рас­по­ло­же­нии участ­ка в гра­ни­цах зоны, для кото­рой про­во­дит­ся меже­ва­ние.
  • Если схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ была утвер­жде­на рань­ше пла­на меже­ва­ния тер­ри­то­рии (ПМТ), при этом гра­ни­цы участ­ка на СРЗУ и ПМТ пере­се­ка­ют­ся, то уча­сток обра­зу­ет­ся в соот­вет­ствии с СРЗУ.

Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса

Физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица с утвер­ждён­ной схе­мой рас­по­ло­же­ния ЗУ име­ют пра­во поста­вить дан­ный уча­сток на кадаст­ро­вый учет.

При этом они могут про­из­ве­сти реги­стра­цию прав соб­ствен­но­сти на обра­зу­е­мый ЗУ, при­чем не сво­ей, а РФ, субъ­ек­тов РФ или муни­ци­па­ли­те­тов.

Нали­чие дове­рен­но­сти от дан­ных госу­дар­ствен­ных струк­тур вла­сти не тре­бу­ет­ся (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).

Заклю­че­ние

Таким обра­зом граж­дане и юри­ди­че­ские лица могут:

  • исполь­зо­вать зем­ли запа­са, пред­ва­ри­тель­но пере­ве­дя их в иную кате­го­рию;
  • при­об­ре­тать отдель­ные участ­ки в соб­ствен­ность или арен­ду;
  • под­го­тав­ли­вать схе­му рас­по­ло­же­ния вновь обра­зу­е­мо­го ЗУ;
  • ста­вить земель­ный учу­сток на учёт в ЕГРН;
  • реги­стри­ро­вать без дове­рен­но­сти госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные пра­ва соб­ствен­но­сти.

Загрузка…

Что такое земли запаса?

Перевод земель в категорию запаса

Землями запаса считаются земли, не переданные в частную, или использованные гражданами или организациями.

  • Так называются земли, считающиеся «ничейными», на деле же они принадлежит государству или муниципалитету (разницы почти никакой нет);
  • Земли запаса не используются в сельском хозяйстве или по иному назначению, формально они не относятся ни к какой категории, не имею целевого назначения;
  • На карте нельзя найти земельные участки, обозначенные в качестве «запасных».

Ранее мы рассматривали, что такое земли поселений.

Общее описание земель запаса

Их сравнивают с резервами для использования в будущем. Они находятся в любой точке страны, где никто не пожелал их приобрести, что свойственно малоосвоенным территориям: Сибири, Дальнему Востоку и т.д.

Земли запаса обладают разным качеством почв. Земли запаса понятие юридическое и их качество не определяет, к какой категории она относится.

Земли описываемой категории, если правильно рассчитать перспективу развития местности, вполне прибыльный объект вложения средств.  Развитие городов, населенных пунктов, их расширение приводит к изменению цены.

Так, например, при изъятии участка под  государственные или общественные нужды, выкуп проводится по рыночной цене.

В земли запаса переводятся участки, подвергшиеся загрязнению (в частности, радиоактивному облучению) или непригодные в качестве сельскохозяйственных угодий.

Отсутствие в документах сведений об отнесении земель к той или иной категории, означает, что земля относится к категории запаса. Законодательство требует отнесения земель к одной из категорий.

Правовой режим земель запаса

С точки зрения закона все земли, не имеющие владельцев, ни как не обозначенные, считаются государственными или муниципальными автоматически, никакого специального решения по ним не принимается.

  • Земли запаса не используются гражданами или организациями;
  • На земли запаса не распространяется градостроительный регламент, из-за неизвестности их использования в будущем;
  • Разрешается перевод в любую целевую категорию;
  • Решению о праве собственности или ином праве предшествует определение категории земельного участка;
  • Разрабатываются программы по их улучшению, очищению;
  • Ответственность распределяется между органами власти, согласно разделению прав на землю между регионами и государством;
  • Используются в качестве территорий, отведенных для охоты, разработки недр или иных целей использования.

Как поменять категорию земель запаса?

Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.

 Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:

  • найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
  • подготовить ходатайство, собрать бумаги;
  • оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.

Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться  с путаницей, отсутствием данных.

Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.

Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после 05.01.2005.

Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.

Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения  государственных земель:

  • изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
  • перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;

В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.

Переводом земель, относящихся к городским округам, районным или населенным пунктам занимаются органы власти, действующие в их пределах, если только земли находились в пределах территориальных образований до 05.01.2005.

Отмечается, что изменение по внутригородским, поселковым землям проводится исключительно решением органов власти, собственники и владельцы в решении вопроса не участвуют.

Описанные правила касаются регионов, где не разделены земли между центральным правительством и региональными властями, что затрагивает и муниципальные власти. Если же разграничение проведено, каждый уровень власти  решает вопросы по землям, находящимся под его ответственностью.

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?

Их количество ограничено:

  • землями запаса;
  • землями населенных пунктов;
  • землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
  • земли лесов;
  • земли занятые водными объектами;
  • земли под занятие сельским хозяйством.

В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:

  • какие здания, какого назначения возводятся.
  • если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.

В рамках  категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.

Процесс перевода земель в другую категорию

Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.

Что понимается под формированием участка?

  • Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
  • Составляется план расположения участка;
  • Участок вносится в кадастр.

Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.

Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.

В тоже время не разрешается формировать участки:

  • На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
  • Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).

Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.

Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?

  • указание сведений из кадастрового паспорта;
  • категории (первоначальная и желаемая);
  • выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
  • копии паспорта;
  • копия доверенности представителя и его паспорта;
  • выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
  • материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.

Как правило, земли, передаваемые из запаса в качестве земельных участков, не существовали, нет ничего на них и заниматься вопросами изменения категории почти не приходится. Тем более, что земли запаса перед формированием участков получают решением органа государственной или муниципальной власти категорию. Решение принимается в виде акта.

Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?

Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.

Отказывают в принятии заявления, если:

  • нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
  • бумаги подало лицо, не имеющее на это право.

Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.

  • Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
  • Региональным властям отводится 2 месяца.

Решение об изменении категории излагается в акте.

  • На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
  • Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
  • Категория, которая была и категория, которая присвоена.

Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.

Когда отказывают в перемене категорий?

  • Ограничение, установленное федеральным законом;
  • Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
  • Негативные выводы экологической экспертизы.

Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.

Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?

В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт.  В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.

Порядок перевода земель из одной категории в другую в РФ

Перевод земель в категорию запаса

Ходатайства о переводе земель из категории в категорию в 2019 году по-прежнему рассматриваются в порядке очереди, а в качестве управляющего лица выступает Правительство Российской Федерации, представители администрации отдельно взятых районов, в котором и было составлено обращение.

Все территории разделяются по категориям, разделяющимся непосредственно по  предназначению. Информация о них содержится в Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ). Начиная с 1991 года, в Земельном кодексе зафиксировано четкое разделение территорий по их использованию на семь различных, разделяемых по характеру использования, категорий.

Перечень категорий земель

Земельный Кодекс РФ содержит исчерпывающий список категорий земель в зависимости от их целевого назначения:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

В зависимости от принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий земель, определяется его правовой режим, в том числе оборотоспособность, субъектный состав, содержание правомочий собственника либо иного правообладателя такого земельного участка и т.д.

Категории  земель имеют сложную внутреннюю структуру, а их единое целевое назначение дополняется и уточняется посредством установления для части категории земель видов разрешенного использования.

КАКИЕ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ МОЖНО ПЕРЕВОДИТЬ?

  1. Собственником земли является Правительство РФ;
  2. Собственниками являются субъекты РФ;
  3. Владелец участка – частное лицо;
  4. Сельхоз земли, собственником которых является местный орган самоуправления;
  5. Земли, для которых определена иная целевая задача, владельцами которых являются органы самоуправления.

Для нужд компаний и отдельных физических лиц предоставляются участки ЗНП, сельскохозяйственного и промышленного назначения. Правоустанавливающими бумагами, подтверждающими факт обладания конкретным наделом, могут являться:

  • Договор купли-продажи.
  • Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
  • Договор мены
  • Дарственная
  • Решение суда.

В указанных, а также градостроительных документах, оформляемых картографической службой при измерении и составлении планировки участка, указывается категория земли и вид ее разрешенного использования. Последний выбирается правообладателем самостоятельно из следующих допустимых форм:

  • ИЖС (территория под строительство жилой недвижимости).
  • ЛПХ (под личное подсобное хозяйство).
  • Для организации огородничества или дачной деятельности.
  • КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости.

Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию.

Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

Процедура перевода земли в другую категорию

Для того чтобы изменить категорию земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно ст.

2  Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо в уполномоченный на то орган исполнительной власти или орган местного самоуправления направить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую либо ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

  1. Обращение в компетентное ведомство с соответствующей заявкой и приложением к ней нужной документации. Если рассматриваемый объект находится в компетенции субъекта Федерации, обращение происходит в департамент земельных ресурсов. В большинстве случаев услуга предоставляется местным муниципалитетом, а именно городским или районным комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями.
  2. Если обращение будет происходить от лица, не имеющего прав на землю, или чье представительство не установлено доверенностью, либо состав и форма предъявляемых документов не соответствует законодательной – в заявке на перевод будет отказано в момент ее оформления.
  3. Если несоответствие документации будет обнаружено позднее, отказ в делопроизводстве принимается в течение 30 дней после оформления заявки.
  4. В случае компетентности заявителя и предъявления им пакета документов, по форме и содержанию отвечающего законодательным нормам, рассмотрение заявки осуществляется в течение 2 месяцев. Если компетентным ведомством является правительство РФ или отдельного региона, срок рассмотрения – 3 месяца.
  5. Вынесенное решение оформляется в форме соответствующего акта, устанавливаемого на неограниченное время. Этот документ направляется заинтересованной стороне в течение 14 рабочих дней после вынесения компетентного решения и должен содержать обязательную информацию, указанную в ст. 3 основного закона.

Установленный акт может быть опровергнут в судебном порядке. Причинами отклонения заявки в переводе являются:

  • На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.
  • Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  • Целевое использование не подходит под объявленную категорию.

В зависимости от того кому принадлежит земельный участок ходатайство следует подавать:

  1. в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительство Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация, мэрия, правительство). Такие полномочия могут быть возложены и на одно из структурных подразделений администрации (правительства) субъекта РФ.
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – орган местного самоуправления (администрация муниципального района, городского округа, поселения).

Земли сельхозназначения

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в любую другую категорию в 2018 запрещен, впрочем, как и прежде, если земельный участок отличается особой ценностью и имеет высокий уровень продуктивности. В перечень с/х земель включены поля сельскохозяйственный НИИ, а также участки, чья кадастровая стоимость гораздо выше, чем средняя стоимость муниципального образования. Исключения случаются крайне редко.

Более того, с недавнего времени перевод сельхоз земель из своей категории в любую другую может грозить значительными штрафами в виде денежной компенсации. На законодательном уровне это будет рассмотрено в качестве нецелевого использования участка земли.

Штрафы в 2018 году варьируются от 200 000 до 250 000 рублей, окончательная сумма зависит от кадастровой стоимости участка. Некоторые граждане, пытаются обойти закон и перевести свой земельный участок в другую категорию, в результате получают проблемы с законом и денежные штрафы.

Земли населенных пунктов

Изменений по сравнению с прошлыми годами в текущем 2019 нет, но с причинами невозможности перевода будет полезно ознакомиться.

Суть в том, что данная процедура возможна только в том случае, если территория рассматриваемой земли будет включена в административные границы рассматриваемого населенного пункта. В целом, получить разрешение очень сложно, зафиксированных случаев, когда куски земли выводили из границ населенных пунктов, переводя в другую категорию, очень мало.

К территориям, принадлежащим данной группе в 2019 году, относятся:

  • зоны, на которых ведутся сельхоз работы,
  • производственные зоны,
  • зоны военной подготовки,
  • особо охраняемые территории,
  • зоны специального назначения,
  • территории, засаженные лесопарком,
  • декоративные пруды или облагороженные озера.

Промышленные земли

Перевод земель, предназначенных для промышленных работ, в любую другую категорию реализуется проще, чем перевод любого другого участка земли в иную категорию. Изменений в новом году этот аспект вопроса также не потерпел.

Но есть несколько исключений, при которых перевод невозможен:

  • территория загрязнена и застроена заброшенными и аварийными зданиями, постройками и свалками (однако, в этом случае все же есть возможность получить разрешение на перевод: утвердить проект рекультивации рассматриваемого участка земли),
  • на земельном участке проводились работы, напрямую связанные с повреждением почвенного слоя (в этом случае также разрешение можно получить после полнейшего восстановления поверхности земельного участка, подтвержденным проектом рекультивации, но в этом случае это должны быть решением собственника, а не приказом представителей законодательной власти).

Какие сведения следует указать в ходатайстве о переводе земель

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

  1. кадастровый номер земельного участка;
  2. категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  3. обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  4. права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить:

  • выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
  • копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  •  заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
  • расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства(если такие необходимо произвести).

Пример перевода земли из одной категории в другую

Гражданин Суровцев М.П. решил перевести свое сельхозугодие в категорию населенного пункта для воздвижения жилой недвижимости. Для этого была оформлена заявка в земельный комитет при районной администрации.

В течение 60 дней заявителю был передан официальный ответ в виде акта об отказе в переводе земельного участка из сельскохозяйственной в категорию населенного пункта по причине невозможности выделения конкретного участка из состава обширной площади сельхозугодий.

Стоимость (цена) перевода земель

Перед переводом земельного участка из одной категории в другую, следует принять решение о целях его дальнейшего использования, что и определит наиболее подходящую категорию. Кроме этого, придется решить и финансовые вопросы, связанные с переводом.

При этом окончательная сумма будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ. Помимо внесения денежных средств за смену категории, для успешного завершения процесса перевода земельного участка желательно нанять юриста для общения с представителями власти.

Земли запаса: описание, состав и правовой режим в 2020 году

Перевод земель в категорию запаса
Время чтения: 5 минут

Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий.

Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности.

Для этого нужно пройти определенные процедуры.

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

Согласно Земельному кодексу РФ, существуют следующие виды земель:

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение.

А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.
Как следует из ст.

103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них.

Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете.

В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения.

Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности.

Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени.

Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Возможные категории

Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:

  1. Территории сельскохозяйственного назначения.

    На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.

  2. Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.

  3. Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
  4. Участки лесного и водного фонда.
  5. Охраняемые территории.

    Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.

Перевод земель в другую категорию

Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • нынешнюю и желаемую категорию участка;
  • причину запроса.

К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:

Ответственность за незаконную эксплуатацию

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.

    1 Кодекса об административных правонарушениях).

  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности.

К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории.

    Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.

  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.

  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Выводы

Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение.

Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях.

Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.