На Сколько Процентов Вероятности Проявления Рецессивного Признака
На Сколько Процентов Вероятности Проявления Рецессивного Признака
11. Определите соотношение фенотипов у потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготного хомяка при полном сцеплении генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов. Ответ: 11.
12. Селекционер получил 1000 семян томатов. 242 растения, выросших из этих семян, оказались карликовыми, а остальные нормальной высоты. Определите генотипы растений, с которых собраны эти семена. Ответ запишите в виде букв. Ответ: аа.
Определите вероятность в процентах проявления рецессивного фенотипа по обоим признакам при анализирующем скрещивании дигетерозиготного организма при полном сцеплении генов
Анализирующее скрещивание — это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Скрещивание:P: Аа × ааG: А а × а*2F1: Аа Аа аа аапо генотипу: 50% Аа, 50% аа
Ответ: 50% вероятности проявления рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании.
Скрещивание:P: Аа × ааG: А а × а*2F1: Аа Аа аа аапо генотипу: 50% Аа, 50% аа
Ответ: 50% вероятности проявления рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании.
При неполном доминировании гетерозиготы имеют промежуточный признак. При этом абсолютно неважно, какой из признаков доминантный — белые или красные. Главное, что при скрещивании их между собой в потомстве мы получим 100% растений с промежуточным признаком Аа — розовые.
Анализирующее скрещивание используется для выяснения неизвестного генотипа одного из родителей. Генотип может быть неизвестен, когда по фенотипу нельзя сделать однозначный вывод о породившем его генотипе. Например, при полном доминировании экземпляры с генотипами AA и Aa имеют одинаковый фенотип.
В случае генотипа AABB все потомки от анализирующего скрещивания будут иметь генотип AaBb и такой же как у исследуемого родителя фенотип. Сделать вывод о сцепленности генов A и B, т. е. локализации их в одной хромосоме, нельзя.
2 закон: Расщепление признаков. При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.
Для примера можно рассмотреть этот процесс на кошках. Произведем скрещивание двух гомозиготных по генам окраса кошек — черной и шоколадной. В — аллель, отвечающий за синтез черного пигмента; b — аллель, отвечающий за синтез шоколадного пигмента. Черный кот имеет генотип ВВ, шоколадная кошка — bb.
Родителей в генетике обозначают латинской буквой Р (от латинского parenta — «родители») . Сперматозоиды будут нести один аллель В, а яйцеклетки — аллель b. В результате оплодотворения образуются зиготы, содержащие диплоидный набор хромосом (характерный набор для оплодотворенной яйцеклетки и всех соматических клеток гена) и несущие аллели Bb.
Гибриды первого поколения, которые в генетике принято обозначать F1, окажутся гетерозиготными по данному локусу — Bb. Аллель В полностью доминирует над аллелем b, поэтому все полученные котята будут черными. Иногда доминирование одного аллеля над другим обозначают таким образом: В>b.
При скрещивании гомозиготных кошек получается одинаковое по фенотипу потомство. Эти результаты иллюстрируют I закон Менделя.Анализируя данное скрещивание, мы говорим только об одном признаке — черном и шоколадном окрасе. Все многообразие признаков, определяющих как сходство, так и различие родителей, в данный момент нас не интересует. Такой тип скрещивания называют моногибридным.
: В каком углу нумеровать прошитые документы
Запишите сначала номер задания (С1 и т д
ОТВЕТ: Дети будут иметь 2 и 3 группы крови.
- Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х B рыжая – Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Решение:
Р Х B Х B х Х b У
Мужчины –аа и Аа.Генотипы потомков F2мужчина –Аа.Генотипы родителей: женщина:аа, мужчина Аа.
- При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
ОТВЕТ: генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb; соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.
- По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
Какова вероятность проявления рецессивного признака в фенотипе у потомства первого поколения, если оба родителя имеют генотип Аа
мужчины с женщиной, имеющей нормальное строение кистей рук, родилось два ребёнка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей? Секрет волнистых волос. 2.У человека курчавые волосы- доминантный признак, а прямые- рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые.
Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы? 3.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
мужчины с женщиной, имеющей нормальное строение кистей рук, родилось два ребёнка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей? 2.У человека курчавые волосы- доминантный признак, а прямые- рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые.
Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?
Задание 6 ЕГЭ по биологии содержит и много задач на сцепленное наследование с полом. «Может ли у отца-гемофилитика родиться дочь, больная гемофилией?», «Какова вероятность рождения мальчика-гемофилика у женщины с геном гемофилии и здорового мужчины».
Потренируйтесь перед экзаменом решать задачи на составление генофонда – их в задании №6 ЕГЭ по биологии также много. Типичные примеры таких задач: «Составьте генотип человека-дальтоника» или «Составьте генотип кареглазой дочери отца-дальтоника, если у нее – нормальное цветовое зрение».
В каждой из подобных задач в качестве вариантов ответов будут приведены различные варианты генотипа, выбрать вы должны единственный правильный.
: До какого часа можно шуметь в ижевске
Проверку знаний учебного материала по теме «Генетика. Наследственность» предлагает задание 6 ЕГЭ по биологии. Все варианты тестов содержат довольно обширное количество материала, разбитого на несколько подтем.
Часть билетов посвящена генетическим терминам.
Хотите успешно сдать испытание? Повторяйте перед экзаменом — что такое генотип и фенотип, геном и кодон, генофонд и генетический код, как называют парные гены гомологичных хромосом и как — организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена.
Обязателно в одном из вариантов билета попадутся вопросы, посвященные работам известного ученого Грегора Иоганна Менделя: как он называл те признаки, что не проявляются у гибридов первого поколения или как сегодня называется введенное им понятие «наследственный фактор».
5. Окраска цветков ночной красавицы наследуется по промежуточному типу (красные цветки доминируют над белыми, у гетерозигот цветки розовые), а высокий стебель полностью доминирует над карликовым. Скрещивают два дигетерозиготных растения. Сколько процентов растений первого поколения унаследуют:
● Способ 2 . Поскольку признаки (окраска венчика и высота стебля) наследуются независимо, рассмотрим наследование каждого из них по отдельности. Затем путём умножения рассчитываем вероятность проявления у потомков двух признаков одновременно:
Как решать задачи по генетике на сцепленное наследование
2. Гены карликовости и скрученных листьев у кукурузы являются рецессивными и расположены в одной аутосоме. Какое потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания гетерозиготного высокого растения с нормальными листьями и гомозиготного карликового растения с нормальными листьями?
В моей первой книге «Как научиться решать задачи по генетике», основное внимание было уделено Менделевской генетике (взаимодействию аллельных генов). А эта книга по применению знаний хромосомной теории Томаса Моргана к решению задач по сцепленному наследованию неаллельных генов.
Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками
Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Решение генетических задач
Решение: определяем типы гамет. У организма с данным генотипом наблюдается неполное сцепление генов. Значит, он будет давать четыре типа гамет. Некроссоверные – АС и ас и кроссоверные – Ас и аС.
Определяем процентное соотношение гамет. Расстояние между генами в 4,6 морганид говорит нам о том, что вероятность кроссинговера составляет 4,6 %. Таким образом, общее количество кроссоверных гамет составит те же 4,6 %.
Поскольку таких гамет у нас два типа, рассчитываем количество каждого из них. Получаем по 2,3% Ас и аС.
Итак, всего гамет – 100%. Находим общее количество некроссоверных гамет – 95,4 %.
Делим на два и получаем количество каждого типа некроссоверных гамет АС и ас – по 47,7 %.
Задача 4.
У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода–над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено дигетерозиготное растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство и в каком соотношении следует ожидать от этого скрещивания?
Анализирующее скрещивание
Таким образом, в первом варианте анализируемый организм давал только А – гаметы. Значит он является гомозиготным (чистопородным). Во втором случае анализа кошка давала и А – гаметы, и а – гаметы, т. е. является гетерозиготой. Так по соотношению признаков при анализирующем скрещивании определяют генотип при полном доминировании.
Изучая в 10 классе анализирующее скрещивание, мы узнали, что это важный метод генетического анализа. Соотношение генотипов и фенотипов при анализирующем скрещивании зависит от гомозиготности или гетерозиготности родительской особи.
Если особь гомозиготна, то в потомстве наблюдается единообразие по фенотипу и генотипу. Если исходный организм гетерозиготен, то в потомстве наблюдается расхождение и по генотипу, и по фенотипу (1:1).
Гетерозиготы имеют меньшую ценность в животноводстве, если с доминантным геном связан экономически важный признак.
Задача 66
Решение. 1) Определяем генотип невесты. По условию задачи сестра невесты имеет рецессивный генотип Х а Х а, значит обе сестры получают ген гемофилии (от своего отца). Поэтому здоровая невеста гетерозиготна.
Задача 72. Мать брюнетка; отец блондин, в его родословной брюнетов не было. Родились три ребёнка: две дочери блондинки и сын брюнет. Ген данного признака расположен в аутосоме. Проанализировать генотипы потомства и родителей.
- Наличие в потомстве расщепления по обоим признакам указывает на то, что в скрещивании участвовало дигетерозиготное растение.
- Соотношение особей, имеющих оба доминантных или оба рецессивных признака, близкое к 1:1, говорит о том, что одно из растений было гомозиготным по рецессиву (то есть, в данном случае, имело место анализирующее скрещивание), и что гены, кодирующие развитие обоих признаков, расположены в одной паре хромосом в цис-положении. Следовательно, генотип исходных особей: и .
Соотношение фенотипических классов в F1, близкое к 1:1:1:1, позволяет с большой вероятностью предположить наличие независимого наследования, а присутствие в потомстве двух фенотипов в пропорции, близкой к 1:1, указывает на сцепленное наследование. Наличие небольшого количества рекомбинантов является результатом кроссинговера.
Вам также может понравиться
Задачи на сцепленное с Х-хромосомой наследование признаков
Задача 1 Известно, что «трехшерстные» кошки — всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х – хромосоме.
Ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи. 1. Какова вероятность получения в потомстве «трехшерстных» котят от скрещивания «трехшерстной» кошки с черным котом? 2.
Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
Решение:
Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают «трехшерстную» масть. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: А – ген отвечающий за черный цвет, В – ген отвечающий за рыжий цвет; гены А и В равнозначны и аллельны ( А=В ), но эти гены находятся в Х – хромосоме. Поэтому мы обозначаем ген черного цвета ХA, ген рыжего цвета – ХВ.
По условия пункта 1 скрещиваются трехшерстная кошка с черным котом.
(вероятные фенотипы)
По условиям пункта 2 скрещиваются рыжая кошка с черным котом:
(вероятные фенотипы)
При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов: кодоминирование. Вид скрещивания: моногибридное.
У человека гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак
Задача 2 Классическая гемофилия передается как рецессивный сцепленный с Х – хромосомой признак. 1. Мужчина, больной гемофилией, жениться на женщине, не имеющей этого заболевания.
У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с не страдающими гемофилией лицами. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных в семье дочери или сына? 2.
Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей.
Решение:
По условиям пункта 1 ясен генотип больного мужчины: Хh. Так как женщина не страдает гемофилией, у нее обязательно должен быть доминантный ген «нормы» — ХH. Второй ген женщины также доминантный (ХH), в генотип женщины ХHХH. Генотипы детей от такого брака:
Иначе говоря, все мальчики будут здоровы, гена гемофилии у них не будет, а все девочки будут гетерозиготными – в рецессиве у них будет ген гемофилии.Если все мальчики в последствии вступят в брак со здоровыми в отношении гемофилии лицами (ХHХH), гемофилия у внуков не проявится.
Если дочери (ХHХh) вступят в брак со здоровыми мужчинами (ХHY), вероятность проявления гемофилии у внуков будет равна1/4, или 25%. По полу это будут мальчики:
По условиям пункта 2 в брак вступает больной мужчина (генотип XhY) с женщиной, не страдающей болезнью. Следовательно, у женщины один ген обязательно «норма» – ХH.
Но второй ген из этой пары у нее должен быть геном гемофилии – Хh, так как отец этой женщины страдал гемофилией, а женщина получает всегда одну Х – хромосому от матери, а вторую – от отца. Генотип женщины – ХHХh.
Вероятность рождения здоровых детей в этой семье равна 1/2. Девочки с генотипом ХhХh погибают.
Задача 3 У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с Х – хромосомой рецессивный признак. Альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, родился сын с обеими аномалиями. Какова вероятность того, что у второго сына в этой семье проявится также обе аномалии одновременно?
Решение:
По условиям задачи оба родителя нормальны, следовательно, у них обязательно есть по доминантному гену из каждой пары ХH и А. Сын имеет обе аномалии, его генотип ХhYаа.
Х – хромосому с геном гемофилии он мог унаследовать только от матери. Один из генов альбинизма сын получил от матери, другой — от отца. Таким образом, генотип матери ХHХhАа, генотип отца ХHYАа.
При таком браке вероятны генотипы детей:
Вероятность того, что следующий ребенок будет сыном, равна 1/2. Из числа сыновей лишь 1/8 может иметь одновременно обе аномалии. Для вычисления окончательного результата вероятности перемножаются: 1/2 х 1/8=1/16.
Гипертрихоз передается как сцепленный с Y — хромосомой признак
Задача 4 Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передается через Y – хромосому, а полидактилия (шестипалость) – как доминантный аутосомный ген.
В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать – полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь.
Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет также без обеих аномалий?
Решение:
В условиях задачи ген гипертрихоза обозначим звездочкой (*), находящейся в Y*– хромосоме, в Х – хромосоме нет гена аллельного гену гипертрихозу:
Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип XY*aa. У матери не было гипертрихоза (и не могло быть, так как у нее нет Y — хромосомы), но она была шестипалой. Следовательно, у нее должен быть хотя бы один ген шестипалости – А.
В этой семье родилась нормальная девочка. Ее генотип ХXаа. Один ген пятипалости она получила от отца, а второй ген пятипалости могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Ее генотип ХХАа.Вероятны генотипы детей:
Без обоих аномалий возможна лишь 1/4 детей, или 25%.
Наследование отсутствия потовых желез у человека как рецессивного сцепленного с полом признака
Задача 5 У человека отсутствие потовых желез проявляется как сцепленный с полом рецессивный признак. Глухота, то есть отсутствие слуха, обусловлено аутосомным рецессивным геном.
У супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился сын с обоими аномалиями. Определите возможные генотип родителей и вероятность рождения ребенка с таким же генотипом как первый. Дать цитологическое обоснование.
Решение:
ак как оба родителя были здоровы, значит ген отсутствия потовых желез является рецессивным и находиться в Х – хромосоме у женщины, т.к. она имеет две Х – хромосомы (в одной Х – хромосоме доминантный ген нормы, а в другой Х – хромосоме – рецессивный ген. Оба родителя гетерозиготы по гену глухоты, потому что у них родился больной сын
Вероятность рождения в этой семье больного ребенка с обоими аномалиями (ааХbY) — 1/16 или 0,0625%.
Цитологическое обоснование.
(Гены находятся в хромосомах: — Х-хромосома с генами, — У)
Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задачи: чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого наследования признаков.
Задача 6
У дрозофилы гены определяющие окраску глаз, локализованы в Х – хромосоме. Доминантный аллель W детерминирует красную окраску глаз, его рецессивный аллель w – белую. Скрещивали гомозиготную красноглазую самку с белоглазым самцом. В F1 получили 48 потомков.
От скрещивания их между собой получено 192 мухи в потомстве F2.
Определите:
1. Сколько женских особей было в F1?
2. Сколько самцов в F1 имело красную окраску глаз?
3. Сколько самок F1было красноглазых?
4. Сколько самцов в F2 было белоглазых? 5. Составить схему скрещивания.
Решение:
ХW– ген определяющий красные глаза
Хw – ген определяющий белые глаза
1). Скрещивание гомозиготной красноглазой самки с белоглазым самцом:
Соотношение особей в потомстве 1:1. По фенотипу все особи красноглазые. Поэтому:
1. Женских особей в F1 было 48:2=24особи.
2. В F1 все самцы (24особи) имели красные глаза.
3. Все самки в F1 были красноглазыми (24 особи).
2). Скрещивание между собой гибридов F1:
Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
Поэтому: в F2 белоглазых самцов было (192:4; х2 = 96 особей).
Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики: закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование.
Задача 7 Селекционеры в некоторых случаях могут определить пол только что вылупившихся цыплят.
При каких генотипах родительских форм, возможно это сделать, если известно, что гены золотистого (коричневого) и серебристого (белого) оперения расположены в Х – хромосоме и ген золотистого оперения рецессивен по отношению к серебристому? Не забудьте, что у кур гетерогенным полом является женский!
Решение:
А – ген серебристого окрашивания
а – ген золотистого окрашивания
При скрещивании серебристой курочки с золотистым петушком курочки будут все золотистые, а петушки серебристые. Таким образом, петушки с серебристой окраской оперения будут иметь генотип ХAХa, а курочки с золотистой окраской оперения — ХAY.
Задача 8 Гипертрихоз наследуется как сцепленный с У – хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ретинита (ночная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х – хромосомой признак.
В семье, где женщина по обоим признакам здорова, а муж является обладателем только гипертрихоза, родился мальчик с ретинитом. Определить вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза.
Определить вероятность рождения в этой семье детей без обоих аномалий и какого, они будут пола.Решение:
XA – ген нормального ночного зрения;
Хa –ген ночной cлепоты; Y* — ген гипертрихоза;
Y – ген нормы
Соотношение особей в потомстве 1:1:1:1
Вероятность проявления у первого сына гипертрихоза – 100%. Вероятность рождения здоровых детей – 50% (они будут только девочки).
Задача 9 У человека есть несколько форм стойкого рахита. Одна из его форм наследуется доминантно сцеплено с полом, вторая рецессивно – аутосомная. Какова вероятность рождения больных детей, если мать гетерозиготная по обоим формам рахита, а отец здоровый все его родственники здоровы?
Решение:
ХА – рахит (первая форма);
Хa – норма; В – норма; b – рахит (вторая форма).
Из условия задачи видно, что генотип женщины XАXaBb, а мужчины — XaYBB – он гомозиготен по второй паре генов, т.к. все его родственники здоровы.
Вероятность больных детей 4/8 или 50%. Взаимодействие генов: полное доминирование. Законы генетики, которые использовали при решении задач: закон чистоты гамет, сцепленное с полом наследование, закон независимого комбинирования признаков.
Задача 10 У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с Х – хромосомой, полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур женский.
На птицеферме белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили полосатое оперение как у петушков, так и у кур. Затем скрестили особи, полученных от первого скрещивания, между собой и получили 594 полосатых петушка и 607 полосатых и белых курочек.
Определите генотипы родителей и потомков первого и второго поколения.
Решение:
ХА – полосатые;
Хa – белые
У кур гетерогаметный пол, у петухов гомогаметный. Если в F1 все потомки независимо от пола полосатые, то петух гомозиготен и полосатость – доминантный признак. Во втором поколении наблюдается расщепление признака, поэтому петушок в F2 будет гетерозиготен.
a)
б)
Алгоритм расчета вероятности наследования признаков
Тип наследования нозологических форм различен. Они могут передаваться по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному типам и по рецессивному, сцепленному с полом типу.
При болезнях, наследуемых по аутосомно-доминантному типу, мутантный ген проявляется клинически и в гетерозиготном состоянии, болезнь передается «по вертикали» — из поколения в поколение; один из родителей больного страдает той же болезнью.
Теория вероятности
Иногда проще посчитать вероятность «не X», а потом воспользоваться формулой P (X) = 1 – P (¬X) Студенты знают ответы на 75% вопросов к зачету. Преподаватель выбирает по два вопроса и задает их студенту. Вероятность того, что среди полученных студентом вопросов есть хотя бы один, на который он знает ответ – ? 1 – P (не знает ни одного)
Задачи и сущность генеалогического метода исследования наследственности человека — этапы и анализ
Наука о наследственности долгое время считалась чем-то сродни шарлатанству. Неслучайно даже в середине 20 века генетика считалась лженаукой, а в СССР ее представители подвергались преследованию.
Позже все встало на свои места, генетика заняла почетное место среди фундаментальных наук, которые занимаются изучением живого и растительного мира.
Генеалогический метод является одной из разновидностей генетического исследования: изучается родословная человека, что помогает выявить тенденцию к наследованию наследственных признаков.
Составление и анализ родословных
б) Если в конкретной родословной рецессивный признак встречается только у особей мужского пола, у отцов которых данный признак отсутствует, но имеется у дедов или прадедов по материнской линии, то можно думать, что рецессивный аллель, обусловливающий развитие изучаемого признака, расположен в Х-хромосоме.
Начнем со случаев генетической детерминации пола. Все яйцеклетки женщины имеют Х-хромосому. При оплодотворении они окружены большим числом сперматозоидов, половина которых имеет Х-хромосому, а другая половина Y-хромосому. Какой из двух типов сперматозоидов сольется с яйцеклеткой — дело случая.
Если яйцо будет оплодотворено сперматозоидом с Х-хромосомой, из зиготы разовьется девочка, если сперматозоидом с Y-хромосомой— мальчик. Так как количество сперматозоидов того и другого типа одинаково, то каждое из этих двух возможных событий равновероятно.Следовательно в пользу рождения мальчика имеется 1 благоприятный шанс из двух возможных, тоже и в пользу рождения девочки. Отсюда вероятность рождения мальчика равна l /2 и девочки тоже l /2.
Рекомендуем прочесть: Куда звонить отключили газ
Правила наследования менделя
Сегрегационный анализ становится, однако, сложнее при тестировании гипотезы об аутосомно-рецессивном наследовании.
При сборе для анализа семейного материала семьи, в которых гетерозиготные родители имеют только здоровых детей, не учитывают.
Если это не принять во внимание, то сегрегационная частота, или частота больных гомозигот, в выборке семей с больными детьми неизбежно будет завышена.
Задача на моногенное наследование. Взаимодействие аллельных генов по типу полного доминирования, аутосомно–рецессивный тип наследования.
Гаметы могут содержать только один аллель из данной пары, обусловливающий развитие конкретного признака; цитологическая основа — расхождение гомологичных хромосом в мейозе, при котором в половую клетку попадает только один ген из данной аллельной пары.Чтобы ответить на вопрос задачи, надо использовать следующий алгоритм.
Фогель Ф, Мотульски А
Независимые события и прогноз при медико-генетическом консультировании.
Врач, давший ошибочный прогноз супружеской паре с двумя детьми-альбиносами, не принял в расчет, что зачатия каждого из трех детей — это независимые друг от друга события и что каждый ребенок имеет вероятность 1 /4 оказаться пораженным безотносительно к генотипам других детей.
Однако, чтобы узнать вероятность события, что три ребенка одновременно будут поражены, вероятности для каждого ребенка нужно перемножить. Он был прав, когда говорил, что при рецессивном заболевании вероятность иметь трех больных детей мала. Действительно, она составляет (1/4) 3 = = 1/64.
Однако в консультируемой семье уже было двое таких детей, и вероятность этого события (1/4) 2 = 1/16. Теперь нужно лишь добавить еще одно независимое событие с вероятностью ] /4, чтобы получить семью с тремя пораженными детьми, которая будет иметь вероятность 1 /16 1 /4 = 1/64. Интуитивно очевидно также, что никакая зигота не может влиять на выборку гамет своих родителей много лет спустя. Случай не имеет памяти!
В то же время в этом случае важно, что III-5 имеет четверых здоровых братьев, поскольку каждый раз, когда II-2 рожала сына, шанс, что он будет здоров, составлял только 1/2, если бы II-2 была носителем, и единичную вероятность, что сын будет здоровым в случае, если она не носитель. С рождением каждого сына II-2 фактически проверяла свой статус носительства, находясь в 50% риске родить больного мальчика. Наличие четырех здоровых сыновей позволяет предполагать, что мать может не быть носителем.
Типы наследования менделирующих признаков у человека
Это наследование доминантных признаков, сцепленных (локализованных) с аутосомами. Характеризуется значительной фенотипической изменчивостью от едва заметного до чрезмерно интенсивного проявления признака.
Один из родителей в браке гетерозиготен или гомозиготен по патологическому гену – АА или Аа, другой гомозиготен по нормальному аллелю – аа. Варианты генотипов потомства Аа,Аа,аа,аа.
Каждый будущий ребёнок, независимо от пола в 50% случаев имеет вероятность получить от больного родителя аллель А и быть поражённым.
Рекомендуем прочесть: Пособие На Третьего Ребенка До Трех Лет
Методы работы Менделя
выбор объекта. Горох – это самоопыляемое растение с большим количеством сортов. Для различных сортов характерны альтернативные признаки. Признаки передаются из поколения в поколение.
Самоопыляемость позволяет получить чистые линии. Горох дает большое количество семян, т.е. большая выборка исследуемого материала. Искусственным путем горох можно опылить перекрестно, т.е.
использовать гибридологический метод.
Методы изучения генетики человека
Таким образом, механизмы возникновения обоих типов близнецов существенно отличаются. Если РБ возникают из разных яйцеклеток, то ОБ — результат полиэмбрионии. Такая полиэмбриония известна у паразитических перепончатокрылых (наездника), кольчатых червей (Lumbriculus) и других животных.
Особый интерес в этом отношении представляют некоторые виды Dasypus — броненосцы армадилы (отряд неполнозубых): у D. cinctus обычно в помете 4 однояйцевых близнеца, у D. hybridus — до 12, причем обязательно одного пола.
Доказательством того, что ОБ развиваются из одного яйца, является наличие одного желтого тела.
Решение задач по генетике
Все генетические закономерности носят статический характер. В только что рассмотренных законах, соотношение особей с доминантными и рецессивными признаками должно быть равно 3:1.
При достаточно большом числе потомков фактическое отношение будет очень близко к ожидаемому, как это показывали опыты Менделя.
Но если число потомков невелико, соотношение между обеими формами может сильно отличаться от ожидаемого: например, если в потомстве 4 особи, то оно может оказаться каким угодно, от 4:0 до 0:4, хотя последняя возможность (все особи рецессивного типа) реализуется крайне редко. Поэтому лучше сказать, что при скрещивании двух гетерозигот для каждого потомка существует три шанса из четырёх (3/4) оказаться особью доминантного типа и один шанс из четырёх (1/4) оказаться особью рецессивного типа.
Технологическая карта практического занятия по теме «Составление и анализ родословных схем»
Клинико-генеалогический метод или метод сбора и анализа родословной является ведущим в практике медико-генетического консультирования. Ни одна консультация, связанная с определением риска и уточнением диагноза, не должна проводиться без тщательного и глубокого анализа родословной.
Чтобы мячики не раскатывались в процессе моделирования, мы взяли коробку из-под шоколадных конфет и вклеили в неё пластмассовую форму с углублениями (коррекс).
Два углубления служат для мячиков, моделирующих группу крови матери; два – для мячиков, описывающих группу крови отца.
Последовательно сочетая по одному мячику, взятому от каждого их родителей, получаем возможные сочетания, определяющие группу крови ребёнка. Эти мячики можно помещать в углубления, находящиеся в середине коробки (фото 1).
Задание №6 ЕГЭ по биологии
Шестое здание ЕГЭ по биологии — это задачи. На людей, которые только начинают заниматься биологией или подготовкой к экзамену в частности, они наводят ужас. Очень зря. Стоит лишь разобраться, как все станет простым и легким.