До скольки лет родители должны обеспечивать ребенка по закону
Права и обязанности родителей в области образования — законы и нормативные акты
Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, а также и иными федеральными законами.
Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.
Рассмотрим подробнее основные правовые источники.
Конституция
Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.
Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Что это значит
В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить.
Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.
Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье.
Семейный кодекс
В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта.
Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях.
Обязанность воспитывать детей
Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.
Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей.
Обязанность соблюдать правила
Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации.
В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся.
Право выбирать форму обучения
Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием.
При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент.
Право получать информацию
Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.
Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.
Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Право участвовать в управлении школой
Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.
Право защищать интересы ребёнка
Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали.
Что делать, если права ребёнка нарушаются
Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.
Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.
Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.
Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора.
Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.
На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, что это не всегда возможно.
Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.
С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).
Резюме
Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций.
Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы.
Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру.
До скольки лет по закону ребенок должен жить с родителями — Семейный вопрос
Семейное право > Несовершеннолетние дети > С какого возраста можно жить отдельно от родителей?
Насколько реализуемо это желание?
Со скольки лет можно жить отдельно от родителей по закону?
Что диктует закон?
Статья 20 Гражданского Кодекса РФ определяет фактическое место проживания несовершеннолетних детей (т.е. до 14 лет) по тому адресу, где проживают его родители.
Так, статья 65 СК РФ гласит: если один из родителей хочет зарегистрировать ребёнка в своём доме, ему необходимо получить согласие второго родителя. Это значит, что ответственность за проживание ребёнка будет лежать на том родителе, который производит регистрацию.
Подростку от 14 до 18 лет предоставляется возможность самостоятельно регистрироваться по тем адресам, которые закреплены за его родителями, посредством написания заявления.
В статье 18 ГК РФ указано, что выбирать место проживания самостоятельно могут дееспособные лица с письменного согласия родителей.
До какого возраста ребёнок обязан проживать с родителями?
Дети должны проживать с одним из родителей или с их законным представителем. До 14 лет место жительства ребёнка определяется однозначно – по адресу проживания родителей иди законных представителей.
По закону ответственность за воспитание, содержание и развитие детей лежит на родителях или лицах, их заменяющих: опекунах, усыновителях, попечителях.
В 14 лет подросток ещё не готов жить самостоятельно, поэтому и по достижении этого возраста закон определяет его место проживания вместе с родителями (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Вместе с тем ребёнок с согласия родителей может проживать у близких родственников, например, у бабушки или дедушки, но в то же время — получать заботу и воспитание от родителей.
Дети же, находящиеся под опекой, или усыновлённые дети, проживают совместно с теми, кто их опекает.
Можно ли в 16 лет жить отдельно от родителей?
- Достигнув 16-летнего возраста, ребёнок продолжает жить вместе с родителя, которые полностью отвечают за него.
- Переехать жить отдельно подросток может только с согласия родителей, при этом он должен быть зарегистрирован в общежитии учебного заведения или проживать с совершеннолетним человеком на основании оформленной родителями доверенности.
- Что касается опекаемых, то в некоторых случаях можно получить согласие органа опеки на то, чтобы 16-летний ребенок проживал отдельно от опекуна.
- При этом опекуну/попечителю выдвигается 2 условия:
- Самостоятельная жизнь ребёнка никак не отразится на его воспитании.
- Опекун/попечитель обязан заботиться о ребёнке, уделять ему внимание (ст. 36 ГК РФ п. 2).
Без согласия родителей 16-летний ребёнок не может проживать отдельно от них, если предварительно не провести процедуру эмансипации.
В этом случае по согласию родителей ребёнок может проживать самостоятельно. С 18 лет согласия родителей уже не требуется.
Согласно закону, родители/законные представители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного ребёнка.
Таким образом, если 16-летний ребёнок признан полностью дееспособным, то он имеет полное право проживать отдельно от мамы/папы или заменяющих их лиц.
Можно ли с 17 лет жить ребёнку самостоятельно? Для 17-летних молодых людей действуют те же правила, что и для 16-летних.
Как объяснить маме, что я хочу жить отдельно?
Даже повзрослевший 16-летний юноша маме кажется ещё маленьким и беспомощным. Чересчур мнительные мамы, услышав желание ребёнка жить отдельно, сразу же рисуют себе самые мрачные сценарии дальнейшего развития событий.
Ещё одна причина, по которой иногда мамы не отпускают от себя повзрослевших детей, – это страх одиночества. Зачастую такой страх преследует матерей-одиночек.
Им кажется, что с переездом ребёнка их жизнь померкнет, станет бессмысленной. Если дочь или сын переезжают к своей второй половинке, иногда у матерей появляется чувство ревности.
Если вы в свои 16-18 лет решили переехать от родителей, вам придётся их, особенно маму, заранее к этому подготовить, чтобы не натолкнуться на шквал эмоций.
Для начала нужно понять, что именно беспокоит маму. Если она считает вас ещё не совсем самостоятельным, объясните, что отлично справитесь с уборкой помещения и приготовлением пищи.
Пообещайте часто приходить к ней в гости. Если мама пользуется интернетом, установите ей на компьютер «Скайп», через который вы сможете слышать и видеть друг друга ежедневно.
Постарайтесь найти в своём переезде положительные стороны не только для себя, но и для мамы. Например, ей теперь можно меньше стоять у плиты, освободится комната, станет больше места в доме, ваши друзья теперь не будут шуметь, засиживаясь допоздна у вас, и т.д.
Убедите её, что тяжело будет только первое время, всё равно рано или поздно ей придётся отпустить вас во взрослую, самостоятельную жизнь. А теперь мама, выполнив свой родительский долг, вправе пожить для себя.
Если у вас возникло стремление переехать от родителей, значит, вы — уже созрели и вполне можете жить самостоятельно. Однако помните, что эта жизнь будет существенно отличаться от уютной, удобной жизни в отчем доме.Появятся дополнительные расходы, на вас ляжет полная ответственность за свою жизнь.
Плюсы и минусы отдельного проживания от родителей
Тем не менее, современная молодёжь пытается сделать всё, чтобы жить отдельно. По статистике, возраст сепарации от родителей ежегодно уменьшается. Нынешние молодые люди стремятся отделиться, едва закончив школу. Так в чём же дело?
Приведём некоторые минусы совместной жизни:
- Родительский гнёт. Родители, как водится, мудрее, всегда всё лучше знают. Взрослые часто не приемлют ошибок детей, ведь они всё так тщательно разжёвывают своим несмышлёным детям. А молодёжь хочет ошибаться, набивать шишки, делать выводы и снова ошибаться. Только так накапливается свой личный опыт.
- Круглосуточный контроль и необходимость во всём отчитываться. Родителям обычно всегда нужно объяснять, почему задержался, где был, при этом пообещать, что больше этого не повторится. Они обычно контролируют каждый шаг своих детей.
- Постоянный контроль успеваемости. Завалил экзамен, получил невысокий балл – всё это следствие общения с «плохими» друзьями и пр. Далее следует наказание в виде различных запретов до тех пор, пока не поднимется оценка или не будет сдана сессия.
- Постоянное чувство вины перед родителями. Разочарование в их глазах рвёт вам сердце.
Плюсы жить отдельной жизни от родителей в том, что вы избавляетесь от контроля, укоров, угрызений совести, наказаний и пр. Однако и минусы есть.
Вам придётся привыкать брать всю ответственность на себя. Кроме того, придётся полностью себя содержать и оплачивать счета. Помимо того, будьте готовы лишиться уютной обстановки, круглосуточной любви и заботы, а также карманных денег.
Итак, закон не запрещает жить отдельно от родителей в 16 лет при соблюдении вышеописанных условий. Однако нужна ли вам такая ранняя самостоятельность? Это уже решать только вам.
До какого возраста нормально жить с родителями?
Редакция The Village заметила, что наших читателей интересует не только городская жизнь, мода, еда и планы на выходные. Нередко в нашем комьюнити обсуждают сложные этические проблемы.
Мы не оставили это без внимания: в новой рубрике The Village будет отвечать на подобные вопросы с помощью экспертов в области этики, психологии и социологии.
Во втором выпуске разбираемся, до какого возраста нормально жить со своими родителями.
- Ольга Коновалова
- старший тренер Высшей школы психологического консультирования, семейный психолог
Норма для каждого своя, но при принятии решения о том, когда лучше уезжать от родителей, я бы ориентировалась не на возраст, а на то, когда молодой человек или девушка могут самостоятельно оплатить съёмное жильё и обеспечить себя. Если это возможно, то считается, что человек независим от родителей. Обычно долго не переезжают из-за того, что не могут сами снять квартиру или готовить и стирать.
Но даже если бытовых и финансовых проблем нет, молодые люди иногда всё равно отказываются жить отдельно. У этого может быть много разных причин: например, они могут жить самостоятельно, но не верят в это.
Или сильно включены в отношения с родителями и выполняют в них какую-то особую роль. Дети могу считать: если я уйду, родителям будет скучно или они поубивают друг друга. Ещё жизнь с семьёй бывает просто удобной.
То, что самостоятельные и финансово независимые молодые люди долго не начинают самостоятельную жизнь, — проблема.
Это приводит к большей инфантильности, а чем более человек инфантилен, тем меньше он хочет строить семью и заводить детей.
Учёные проводили такой эксперимент: они обеспечивали подопытных мышей всем, удовлетворяли все их потребности. В результате мыши просто отказывались размножаться, они не хотели менять своё гедонистическое положение.
У людей то же самое: уходить от родителей значит брать на себя ответственность, а многие считают, что это страшно. Они воспринимают её не как право, а как негативную перспективу: страшно отвечать за свою жизнь и строить отношения.
Некоторые уверены, что должны отвечать не только за себя, но и за своего партнёра, хотя это не так: каждый человек отвечает только за самого себя и только с появлением детей уже и за них тоже.И даже эта ответственность со временем переходит к самим детям.
- КАРИНА ПИПИЯ
- социолог «Левада-Центра»
Более половины россиян (54 %) считают, что совершеннолетние дети, не состоящие в браке, должны жить отдельно от родителей. Причём раздельное проживание в первую очередь рассматривают как желаемый вариант молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.
Более двух третей респондентов, которые придерживаются этой точки зрения, видят в независимой жизни приучение к самостоятельности и ответственности.
Каждый четвёртый молодой россиянин считает, что это способ уменьшить конфликты с родителями и ослабить их контроль.
Треть респондентов, напротив, полагает, что жизнь с родителями до брака — это вполне нормально. Молодые люди, которые поддерживают эту позицию, ссылаются на отсутствие самостоятельности и ответственности за свои поступки, а россияне старшего возраста — на возможность контролировать детей и оберегать их от ошибок.
В целом сознание нынешней российской молодёжи твёрдо стоит на патерналистских началах. Независимость и самостоятельность молодые люди не рассматривают как приоритетный принцип социальной жизни, а решение проблем возлагают на государство.
В рамках семьи это транслируется на родителей, от которых ждут обеспечения нормального уровня благосостояния.
Со времён «Протестантской этики и духа капитализма» Макса Вебера мало что изменилось: да, россияне стали индивидуалистами, но не стали более самостоятельными людьми, которые распоряжаются своей судьбой и не ждут помощи извне.
Поддержка репрессивных законов показывает живучесть патриархальных установок — в том числе среди молодёжи. Декларативно молодые люди готовы жить отдельно (и большая часть родителей с этим согласна), но на деле это не всегда возможно из-за отсутствия ресурсов: совместное проживание бывает вынужденным из-за низкого уровня дохода и отсутствия доступного жилья.
Среди тех россиян, кто выступает за раздельное проживание взрослых детей и родителей:
считают, что дети должны жить отдельно, потому что они становятся самостоятельными и приучаются отвечать за свои поступки
говорят, что дети раньше становятся независимыми, включаясь в трудовую жизнь
отмечают, что дети освобождаются от жёсткого контроля со стороны родителей, что приводит к уменьшению конфликтов между ними
уверены, что дети начинают более внимательно прислушиваться к советам родителей
Только права, никаких обязанностей: как закон регулирует жизнь ребёнка
Многие спрашивают: «Почему мы говорим о правах ребёнка, но никогда не говорим об обязанностях? Неужели родители и общество должны обеспечить ребёнку нормальную жизнь, образование и всестороннее развитие, а ребёнок в ответ „ничего никому должен“?» Попробуем разобраться вместе.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Ребёнок и законодательство
Ребёнок — это человек, не достигший совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Гражданское право делит несовершеннолетних на три категории.
- Малолетние в возрасте до шести лет;
- Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет;
- Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Этим группам присвоены разные степени дееспособности. Малолетние в возрасте до шести лет недееспособны абсолютно, так как их психика не позволяет им в полном объёме понимать причинно-следственные связи, а значит, и осознавать последствия собственных поступков.
Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет признаются недееспособными с исключениями: они могут самостоятельно совершать небольшие сделки (какие именно, перечислено в пунктах 1–3 части 2 статьи 28 ГК РФ), причём делают это только с одобрения законных представителей, и ответственность за эти сделки несут они же.
При совершении малолетним действий, наносящих вред личности или имуществу, ответственность несут родители или опекуны. Их действия в некоторых случаях могут квалифицировать как противоправное бездействие, например если малолетний ребёнок бродяжничает, употребляет алкоголь, вовлечён в преступные группировки.
Вместе с тем органы опеки (а именно этот государственный орган уполномочен контролировать правовое положение малолетних детей в семье) не могут без согласия родителей применить к ребёнку никаких воздействий.Так, даже если школа угрожает за плохое поведение отправить ребёнка в специализированный интернат, это может случиться, только если родителей ребёнка ограничат в правах.
Для этого должны быть существенные основания: ненадлежащее исполнения родителями своих обязанностей (например, они алкоголики, ребёнок живёт на улице и так далее).
С четырнадцати лет наступает уголовная ответственность по ряду преступлений — они перечислены в статье 20 Уголовного кодекса.
Это убийство, угон, кража, разбой, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого или среднего вреда здоровью и тому подобные тяжкие преступления; кроме того, в списке есть такие деяния, как вандализм и… участие в массовых беспорядках.
С шестнадцати лет наступает ответственность за совершение всех видов преступлений (правда, она мягче, чем та, которая наступает с 18 лет) и административная ответственность.
Таким образом, законодательство постепенно готовит ребёнка к полной дееспособности и правовой ответственности за все свои поступки. При этом до 14 лет он считается по сути недееспособным и неделиктоспособным: он не может ни нести ответственность, ни исправлять последствия своих действий, ни в полной мере осознавать их.
Обязанности ребёнка
Вместе с тем у ребёнка, конечно, есть обязанности. Но не перед законом и государством, а перед семьёй и учреждением, в котором он учится. Эти обязанности, как мы понимаем, носят сугубо внутренний характер. Нет внешней инстанции, которая могла бы по закону заставить ребёнка не хамить родителю, не опаздывать на занятия или даже не бить других детей.
Ну да, ребёнка могут поставить на учёт в полицию. Но это не карательная, а профилактическая мера. Членов неблагополучных семей ставят на учёт для профилактики совершения ими правонарушений. Например, если вся семья принимает наркотики, подростка, растущего в ней, скорее всего, поставят на учёт.
Кроме того, на него ставят подростков, пойманных на уголовных и административных правонарушениях, если они ещё не достигли возраста ответственности или по неоднократным жалобам учителей. По идее, сотрудник полиции должен раз в месяц посещать подопечных, вести с ним и семьёй профилактические беседы.
Если он уже что-то совершил, будут в первую очередь проверять, не повторяется ли история.Как мы уже сказали, ребёнка 13 лет не могут без согласия родителей (или не ограничив их в правах) отправить в интернат на перевоспитание, даже если он кого-то убил
(Заметьте, мы не говорим — «совершил преступление», так как малолетний неделиктоспособен.) Впрочем, как правило, в таких случаях суд может вынести решение по ограничению родителя в правах.
То есть учёт — это воспитательное, по сути социальное воздействие, а не мера ответственности.
Он задуман как помощь родителю в воспитании детей (как на деле осуществляется эта помощь и насколько компетентны органы охраны правопорядка в детской психологии — дело другое).
Полиция и опека вступают в игру, когда родитель очевидным образом не справляется с воспитанием ребёнка и общество рискует получить в его лице ещё одного преступника. Но если не наступил возраст ответственности, он по-прежнему не субъект, а объект воздействия.
Таким образом, повторим: все обязанности ребёнка ограничены кругом семьи и учреждения, в котором он учится. Они регулируются правилами внутреннего распорядка школы или семейными писаными и неписаными правилами.
Меры воздействия на ребёнка, родители которого не ограничены в правах, также носят сугубо внутренний характер. В школьном уставе может быть прописана возможность исключения злостных нарушителей — и это максимум.
Семья располагает только средствами воспитательного воздействия в спектре от недовольно поднятых бровей до лишения дополнительных материальных благ (лишать необходимого, как и применять физические меры воздействия, родитель не имеет права по закону). В разных семьях и разных школах у ребёнка будут абсолютно разные обязанности. А вот права ребёнка одинаковы везде.
Мы защищаем права ребёнка на уровне государства, а обязанности ему вменяем на внутреннем и школьно-семейном уровнеВ этом есть глубокий смысл. Ребёнок — это «ещё не родившийся взрослый». Он зреет в семье и в меньшей степени в школе, как цыплёнок в инкубаторе, постепенно приобретая те социальные функции, которыми должен обладать к 14, 16 и 18 годам, когда наступит возраст ответственности. Эти функции он не получает магическим путём вместе с паспортом. Они постепенно созревают в семье.
Чтобы подчиняться законам, ребёнок должен сначала выучить, что хорошо, а что плохо, и научиться следовать этому: вырастить «царя в голове», или, как выражаются психологи, интернализовать (впустить внутрь) простые нормы общежития (не убий, не укради). Тогда мы можем ожидать, что понимание причинно-следственных связей придёт к ребёнку несколько раньше, чем закон признает его дееспособным, и к восемнадцати годам он будет к ним полностью готов.
Если же говорить об ответных обязанностях ребёнка перед родителями, то существует норма, согласно которой человек старше 18 лет обязан содержать недееспособных родителей. Именно это и есть единственное юридическое «ребёнок должен», которое, впрочем, откладывается на потом и далеко не всегда реализуется.
Как определить меру прав и обязанностей ребёнка в семье?
Эту меру каждый родитель определяет сам. Её нижняя черта — там, где нарушаются права ребёнка. Эти вещи закон трактует достаточно чётко, хотя не все ситуации урегулированы конкретными нормами.
Взять, например, право на безопасность. У нас есть закон, по которому ребёнка младше семи лет нельзя оставлять одного в машине, но нет закона, который бы запрещал оставлять его дома до определённого возраста.
Вместе с тем, если он младше 14 лет и с ним что-то случится в наше отсутствие, мы, возможно, понесём ответственность за оставление несовершеннолетнего в опасности. Нигде не сказано, с какого возраста ребёнок может находиться на улице один в дневное время. Возможно, это и хорошо.
Ведь мы знаем, что настоящая (а не юридическая) способность хотя бы частично нести за себя ответственность наступает у всех детей в разном возрасте и постепенно.
Другой пример — право ребёнка на получение образования.
Понятно, что если мы навалили на несовершеннолетнего слишком много обязанностей по дому (доить коров, пасти гусей, смотреть за младшими) и не пускаем его в школу, то мы не выполняем родительские обязанности и должны нести ответственность.
То же самое — если мать по религиозным соображениям не разрешает ребёнку обучаться чтению и письму. С другой стороны, невозможно чётко определить, насколько по силам ребёнку та нагрузка, которую мы на него возложили.
Никому не придёт в голову лишить родительских прав «маму-тигрицу», у которой ребёнок учится с шести утра до десяти вечера
Хотя он делает это и в школе, и в музыкалке, и на спортивных занятиях, не имея ни одной свободной минутки. Всё это считается нормой, если только она не будет избивать его за невыученные стихи.Право получить образование принадлежит ребёнку, а ответственность и обязанность дать его — на родителе.
По закону мы «должны дать ребёнку образование», но у нас нет никаких внешних рычагов, чтобы заставить его учиться.
В острых случаях, например когда мы имеем дело с трудным поведением или с приёмным подростком, который пришёл в семью в 13 или 15 лет, это внутреннее противоречие особенно заметно.
Забота, опека, гиперопека, разумные риски, наказания и поощрения — все эти вещи существуют отдельно от законодательства, касаясь его только в крайних случаях. Выход один — пытаться вести диалог с ребёнком, держась как можно дальше от тех границ, за которыми заканчивается психология и начинается правоприменение.
Unsplash
До какого возраста дети в России считаются несовершеннолетними
Понятие детства в бытовом смысле достаточно расплывчато и неопределенно. Но существует много ситуаций, когда требуется четко обозначить возрастные рамки.
Покупка льготных билетов, выплата пособий, ответственность несовершеннолетних перед законом, возможность совершать от своего имени сделки и вступать в брак – для всего этого существует конкретный возрастной ценз.
До какого возраста дети считаются детьми по закону, и в каких случаях возрастные нормы могут изменяться.
Общие положения
В то же время внутри этого возрастного периода также существует градация, связанная с постепенным увеличением прав и обязанностей ребенка. Кроме этого, постепенно уменьшаются льготы, которыми родители несовершеннолетнего могут пользоваться. Сюда относятся как привилегии, гарантированные законом:
- детские пособия,
- отпуск по уходу за ребенком,
- право на налоговый вычет и пр.,
- льготы, предоставляемые разными организациями. Например, крупные скидки или бесплатное посещение развлекательных мероприятий, предоставление услуг гостиницами, транспортными компаниями и т.п.
Права несовершеннолетних
Основные права, дающие людям возможность осуществлять какие-либо действия, закреплены в Гражданском кодексе РФ.
Часть прав ребенку принадлежит с рождения – право на жизнь и свободу, право воспитываться в семье и т.п.
Другие приобретаются по достижении определенного возраста. Сюда прежде всего относится возможность принимать решения о том, где и с кем проживать, право распоряжаться имуществом, заключать сделки и аналогичные вопросы.
С 6-14 лет
Пока ребенку не исполнилось 6 лет, он не может самостоятельно принимать решения относительно собственной судьбы.
Хотя в некоторых случаях его мнение будут спрашивать, например, если решается вопрос об определении его дальнейшего места проживания при усыновлении или разводе родителей, решающим оно не будет.
После того, как малышу исполнилось 6 лет, у него появляются первые законодательно закрепленные права. Согласно ст.28 ГК РФ, он уже может:
- совершать мелкие бытовые сделки, например, делать покупки или меняться недорогими вещами с друзьями;
- совершать безвозмездные сделки, например, преподносить недорогие подарки и принимать их;
- распоряжаться деньгами, которые родители или опекуны выдали на карманные расходы.
При этом имущественную ответственность за совершенные сделки несут законные представители ребенка. Они же отвечают за вред, который будет нанесен по вине ребенка.
После того, как ребенку исполнится 10 лет, его согласие является обязательным при назначении ему законных представителей (опекунов или попечителей), определении места жительства после развода родителей, а также на смену ФИО.
С 14-18 лет
Когда ребенку исполняется 14 лет, он перестает считаться малолетним. В этом же возрасте он получает паспорт, что существенно расширяет его правовые возможности. 14-летние подростки могут:
- устраиваться на работу (при этом работодатель обязан создать для них условия в соответствии с трудовым законодательством);
- открывать счета и вклады в банках;
- самостоятельно распоряжаться своими доходами;
- совершать сделки от своего имени, но если речь идет про крупную сумму или дорогостоящее имущество потребуется согласие законных представителей или органов опеки;
- представлять свои интересы в суде в присутствии педагогов или родителей (опекунов).
В этом возрасте дети несут ответственность за совершенные сделки, а также должны самостоятельно возмещать причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).
Родители возмещают ущерб только если у несовершеннолетнего нет доходов или имущества, за счет которого они могут выплатить компенсацию. Однако отвечать они будут только в случае, если будет доказана их вина в причинении вреда.
Например, из-за отсутствия должного воспитания ребенка и поощрения его нежелательных действий.После 14 лет ребенок может самостоятельно выбирать место проживания. Однако если он по каким-то причинам хочет жить отдельно от родителей, те должны дать на это письменное согласие. При этом рядом с ним должен находиться другой взрослый. Например, бабушка или дедушка, совершеннолетние братья и сестры и т.п. После 16 лет он с согласия родителей может жить один в общежитии учебного заведения.
Досрочное признание дееспособным
В некоторых случаях ребенок может быть признан полностью дееспособным до достижения 18 лет. Для этого он должен:
- Вступить в брак. Минимальная граница для бракосочетания – 16 лет, при этом причина должна быть уважительной. В законе нет точной расшифровки этого положения, но на практике часто основанием для бракосочетания лиц моложе 18 лет становится беременность.
- Пройти процедуру эмансипации. Если ребенок работает по трудовому договору или стал индивидуальным предпринимателем, то есть фактически обеспечивает себя сам, он может обратиться в орган опеки с просьбой признать его полностью дееспособным. Но это возможно только при согласии законных представителей – родителей или опекунов. Если они своего согласия на эмансипацию не дают, признать несовершеннолетнего дееспособным может только суд.
После того, как человек стал полностью дееспособным, он приобретает все права гражданина РФ: может занимать государственные должности, участвовать в выборах, без ограничений распоряжаться своим имуществом и т.д.
Ответственность несовершеннолетних
Помимо прав все граждане РФ обладают обязанностями и несут ответственность за уклонение от них. Это касается и детей. Но список их обязанностей значительно меньше, чем у взрослых, да и ответственность они несут не всегда.
За малолетних детей ответственность несут их родители. Связано это с тем, что ребенок еще не может в достаточной степени контролировать свои поступки и осознавать их последствия. И нарушение норм поведения трактуется как неправильное воспитание и недостаточный надзор за ребенком со стороны родителей.
Начиная с 14 лет, ребенок начинает нести ответственность за свое ненадлежащее поведение по закону. При этом возраст наступления ответственности отличается в зависимости от вида правонарушения:
Гражданско-правовая ответственность | Частичная гражданско-правовая ответственность наступает с 14 лет. Например, за совершенные лично сделки или за причиненный ребенком вред. Но полностью отвечать по делам гражданско-правового характера человек начинает только после совершеннолетия |
Уголовная ответственность | Уголовная ответственность в большинстве случаев наступает с 16 лет. Однако для некоторых преступлений возрастная планка снижена. К ним относятся убийство, изнасилование, похищение, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью и некоторые другие (ст. 20 УК РФ). Но даже в этом случае к несовершеннолетним применяются особые нормы закона: в случае признания их виновными они попадают в специальные воспитательные колонии, и только по достижении 18 лет, если срок наказания к тому времени не закончится, их переводят в колонии для взрослых |
Административная ответственность | Административная ответственность наступает в 16 лет (ст. 2.3 КоАП). При этом закон позволяет освободить лицо младше 18 лет от административной ответственности и заменить наказание альтернативными методами воздействия. Решение об этом принимает Комиссия по делам несовершеннолетних с учетом обстоятельств конкретного дела |
Дисциплинарная ответственность | Дисциплинарная ответственность наступает с момента, когда ребенок официально устроился на работу. Поэтому теоретически санкции за нарушение трудовой дисциплины можно применять с 14 лет. При этом уволить несовершеннолетнего сотрудника по своей инициативе работодатель может только с согласия органов опеки (ст. 269 ТК РФ). Исключение – если предприятие полностью прекратило деятельность |
Таким образом, можно сказать, что с точки зрения соблюдения норм права детство в большинстве случаев заканчивается в 16 лет. Именно в этом возрасте несовершеннолетний может привлекаться к ответственности, в том числе уголовной, за нарушение законодательства.